13 января 2020

Подготовила: Крутова Нина Владимировна — сектор редких фондов

«По всей России обелиски, как души рвутся из земли…»

Сектор редких фондов и истории библиотек предлагает цикл виртуальных обзоров под общим названием «Памятники, люди, книги». Первый выпуск рассказывает о широко известном памятнике-ансамбле – Мамаевом кургане, его авторе, скульпторе Е.В. Вучетиче и редкой книге, посвященной Сталинградкой битве.

Посмотреть видеоролик «Юрий Гуляев - Горячий Снег»

Памятники…

Мамаев курган. Волгоград Мамаев курган. Памятник – ансамбль Героям Сталинградской битвы — визитная карточка г. Волгограда. В годы Великой Отечественной войны — господствующая над городом высота. В период Сталинградской битвы он был местом самых ожесточенных боев, ключевой позицией обороны города. В знак памяти об этом в 1967 году по склону кургана был открыт величественный мемориальный комплекс.


Память поколений Перед лестницей на курган – вводная композиция-горельеф «Память поколений».Вдоль каменной полуразрушенной стены в скорбном молчании движутся люди. С венками, цветами и приспущенными знамёнами они идут отдать последние почести героическим защитникам Cталинградской битвы.


Стоять насмерть Первая площадь ансамбля – «Стоять насмерть!» В центре площади - будто вросшая в землю 12-метровая фигура воина-автоматчика, окруженная бассейном. У подножия скульптуры надписи: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть!». Примыкающие к площади стены-руины создают впечатление улицы разрушенного города. На стенах проступают фигуры и лица защитников города, рельефные сцены, рассказывающие о фронтовой жизни и подвигах воинов. Стены расписаны выдержками из боевых приказов, протоколов партийных и комсомольских собраний, клятвами воинов.

Площадь Героев

Площадь Героев

Следующая терраса ансамбля – площадь Героев. В центре ее – огромный водяной партер – «Озеро слез». В водной глади отражаются шесть скульптурных композиций: солдат поддерживает раненого товарища, медсестра выносит раненого с поля боя, матрос со связкой гранат готовится встретить танк…


Зал воинской Славы Зал Воинской славы. В центре размещена громадная мраморная рука с пылающим факелом священного Вечного огня. По периметру факела надпись: «Слава. Слава». Как бы рука самой Земли прославляет погибших воинов.

Площадь скорби Площадь Скорби. Главная скульптурная композиция – фигура женщины – матери. В глубокой скорби склонилась она над погибшим воином.


Родина – Мать зовет! Родина – Мать зовет! От площади Скорби поднимается насыпной курган. Здесь главная скульптура «Родина- Мать зовет!», выполненная в сильном экспрессивном движении. Правой рукой она подняла над головой меч, левая простерта в сторону, призывая всех устремиться на врага. В период строительства памятника сюда были перенесены останки погибших воинов из братских могил, располагавшихся на территории города. На гранитной плите братской могилы огромная надпись: «Слава героям, погибшим в боях за Родину!»

Скульптура «Родина-мать зовёт!» занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Её высота — 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры — 85 метров. Вес монумента — 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн.

Весь памятник-ансамбль выполнен в бетоне. Открытие состоялось 15 октября 1967 года.

Познавательно!
Мамаев Курган Волгоград. Виртуальная Экскурсия.


Люди…


Е.В. Вучетич

Е.В. Вучетич с Ф. Кастро на Мамаевом кургане. 1963 г. Фото А. Смирнова

Вуче́тич Евге́ний Ви́кторович (1908 — 1974) — советский скульптор-монументалист, вице-президент Академии художеств СССР, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии и пяти Сталинских премий. Наиболее известные работы Вучетича — ансамбль на Мамаевом кургане, памятник Воину-освободителю в Берлине и скульптурная композиция «Перекуем мечи на орала».

Военную тему скульптор выбрал неслучайно. Е.В. Вучетич -участник Великой Отечественной войны, подполковник в отставке. В июне 1941 года он пошел на фронт добровольцем в качестве рядового солдата-пулеметчика, позже становится командиром пулеметного батальона. В минуты затишья между боями художник успевал  зарисовать своих боевых друзей. А потом была «Долина смерти», откуда он вывел свой батальон.  «Его самого вынесли на шинели, но все-таки люди вышли», — вспоминает сын скульптора Виктор Вучетич. В марте 1943 года, после лечения тяжелого ранения и контузии, Евгения Вучетича зачислили в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. Но война не отпускала скульптора. В 1959 г. года скульптор приступил к работе над грандиозным памятником – ансамблем героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане. Именно этот памятник сделал его имя широко известным не только в СССР, но и за рубежом.

В. Чуйков При работе над памятником Е. Вучетича консультировал маршал В. Чуйков, которого прозвали на фронте «командир-штурм». Василий Иванович командовал 62-й армией, удержавшей Мамаев курган. На создание самого образа Родины-матери у скульптора ушло два года, на строительство мемориала потребовалось восемь лет. После окончания строительства в 1967 году скульптура была признана самой высокой в мире без постамента, и в этом статусе творение Вучетича пребывало почти четверть века.

Интересно!
  • Немного необычная для русского уха фамилия была получена благодаря родителям: обрусевшим сербу Виктору Вучетичу и француженки Анны Стюарт. Вучетич всегда гордился своими дворянскими корнями.
  • Задатки будущего мастера проявились уже в детстве, когда маленький Женя вырезал из мыла затейливые фигурки и прятал их под кроватью.

Книги

Дёрр Г. Поход на Сталинград. — М.: Воениздат, 1957.

Из предисловия: «Книга «Поход на Сталинград» издана в 1955 г. в Западной Германии. Автор - генерал-майор немецко-фашистской армии Ганс Дерр. С июня 1941 г. по август 1943 г. он находился на советско-германском фронте, последовательно занимая должности: начальника штаба 52-го армейского корпуса, начальника 2-го немецкого штаба связи при 4-й румынской королевской армии, командира 384-й пехотной дивизии и, наконец, начальника штаба 17-го армейского корпуса...

Книга «Поход на Сталинград» посвящена описанию военных событий на южном крыле советско-германского фронта в период с конца июня 1942 г. по 2 февраля 1943 г. Главное событие этого периода: наступление немцев на воронежском направлении, завершившееся их разгромом под Сталинградом. Автор настоящей книги, рассматривая Сталинградскую битву с точки зрения немецкого командования, оценивает ее как величайшее поражение немецкой армии. Основной целью книги, по заявлению самого автора, является раскрытие причин катастрофы немецкой армии под Сталинградом. В заключении Г. Дерр пишет: «Вся тяжесть катастрофы стала известна только после войны …огромные страдания и бесчисленные жертвы 6-й армии явились причиной того, что солдаты, сражавшиеся под Сталинградом, вызывают в наши дни сожаление у немецкого народа».

Ценным документальным материалом книги являются копии архивных документов (Директива № 41,45), подписанные А. Гитлером, командующим 6-й армии генералом Паулюсом и 23 черно-белые схемы боевых действий Сталинградской битвы.

Важно!

Здесь можно познакомиться с полным текстом книги: http://militera.lib.ru/h/doerr_h/index.html

Полезные ссылки:



      


Возврат к списку