28 февраля 2022

Сказки в нашей жизни

Задача сказки – дать образы, в которых выражаются, которыми питаются чувства. Сказка допускает значительные отступления от буквальной передачи реальности, открывая простор для творческого воображения.

Сказка – это удивительное по силе психологического и воспитательного воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития самосознания. Воспитание сказкой — один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру.

Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Она призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение.

На выставке представлены описания источников литературы из фондов МБУК «Библиотеки Тольятти».

Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная

оценка ребенком жизненных явлений.

В. А. Сухомлинский.

Липовецкий.jpg

Липовецкий, М. Н. Поэтика литературной сказки : (на материале русской литературы 1920-1980-х годов) / М. Н.. Липовецкий. - Свердловск : Издательство Уральского университета, 1992. - 184 с.

В монографии ведется исследование эволюции и функционирования сказочной жанровой традиции в русской литературе советского периода. В книге анализируются сказочные произведения Е. Замятина, А. Ахматовой, М Цветаевой, В. Хлебникова, Н. Клюева, С. Клочкова, Л. Леонова, Ю. Олеши, Е. Шварца, В. Шукшина, Ф. Искандера В. Каверина и некоторых других писателей 1920-1980-х годов. Изучение данной историко-литературной проблемы ведется в аспекте исторической поэтики: в монографии на материале литератрной сказки разрабатывается вопрос о «памяти жанра» — ее семантике, структуре; рассматриваются процессы возрождения, обновления и затухания сказочной «памяти жанра».

Мелетинский. От мифа к литературе.png

Мелетинский, Е. М. От мифа к литературе : учебное пособие / Е. М. Мелетинский. -Москва : Российский государственный гуманитарный университет, 2000. - 169 с. : ил.

Эта книга посвящена происхождению художественного воображения и художественного повествования, происхождению повествовательных литературных жанров. Так как словесное искусство восходит к мифу, а миф, в свою очередь, неотделим от обряда, литературная история начинается с комплекса «миф-ритуал», который является пер­воначальным источником всей духовной культуры и содержит синкретическое ядро (с точки зрения формальной, а также идеологической) религии и донаучных представлений, музыки, танца, театра и поэзии. Автор настоящей книги, являясь участником европей­ского структуралистического движения и одновременно продолжателем школы исторической поэтики, выступает против прямолинейного исключительного эволюционизма, но признает стадиальную типологию, которая очевидным образом проявляется в истории культуры.

Мелетинский, Е. М. От мифа к литературе

Некрасова. Сказочные возможности.png

Некрасова, З. Сказочные возможности / З. Некрасова, Н. Некрасова. - Москва : София, 2007. - 222 с. -(Мой ребенок самый лучший).

Если бы родители знали, скольких проблем с детьми можно избежать, рассказывая им сказки. Не надо ругаться, учить, воспитывать, читать лекции или наказывать. Просто сочините сказку. Сказка поможет раннему развитию малыша, снимет стресс у школьника. Придуманная вместе, она многое расскажет вам о том, что творится на душе у юного человека. И что самое главное - сказка поможет перекинуть мост понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и сияющим, волшебным миром детей. Где же взять столько полезных сказок? В этой книге. И еще сотни подсказок о том, как их сочинять. Приключенческие, познавательные, романтические, героические... они легко у вас получатся. Надо только начать "сочинялки" вместе с ребенком - и вы станете настоящим волшебником, которого дети сами захотят и слушать, и слушаться. Это выходит! Мы проверяли!


Попова. Опыт Садко.png

Попова, Н. С. Опыт Садко, или Как развить творческие способности ребенка / Н. С. Попова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 253 с. - (Сердце отдаю детям).

Наши дети - те же герои из замечательных русских сказок, жизнь которых - увлекательное приключение. Малыши не могут не играть. Именно так они познают мир, приобретают опыт и навыки. В книге, предлагаемой вниманию читателей, даны игры и занятия, которые помогут ребенку развить творческие способности, умения, приобрести новые знания и опыт, необходимый для дальнейшей жизни. Книга предназначена для широкого круга читателей.

Пропп. Исторические корни волшебной сказки.png

Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп ; [вступ. ст. В. И. Ереминой] ; ЛГУ. - [2-е изд.]. - Ленинград : Издательство ЛГУ, 1986. – 364 с. : ил.

С именем Владимира Яковлевича Проппа связана целая эпоха в развитии мировой фольклористики. Книги его издаются и переиздаются, переводятся на многие языки. Фундаментальный труд В. Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» – «книга необычайно яркая, увлекательная, парадоксальная и глубоко дискуссионная по своим выводам и аргументации, важна в методологическом плане прежде всего тем, что по-новому устанавливает и исследует сложность и многообразие сетей сказки с действительностью, с миром реальной деятельности, представлений, верований первобытного коллектива, с его социальными институтами и бытом. Подлинным открытием было установление В. Я. Проппом качественного своеобразия отношений сказки с действительностью, форм и способов художественного преломления действительности в сказках, самого процесса сказотворчества и материала, к которому оно обращалось» (Путилов Б. И.).

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки


Пропп. Морфология волшебной сказки.jpg

Пропп, В. Я. Собрание трудов. Морфология «волшебной» сказки; Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп ; сост. И. В. Пешкова ; комментарий Е. М. Мелетинского, А. В. Рафаевой ; художник И. Е. Смирнова. - Москва : Лабиринт, 1998. - 512 с.

Знаменитая дилогия о волшебной сказке выходит в свет как единое (по замыслу автора) произведение. Обширные комментирующие статьи, библиография, именной указатель, указатель персонажей превращает книгу в учебное и справочное пособие по сказковедению, а необычайно широкий охват гуманитарного материала, глубина его освоения и доходчивый стиль изложения давно ввели составляющие ее произведения в общемировой культурный фонд современного образованного человека.

Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки

Пропп. Сказка эпос песня-crop.jpg

Пропп, В. Я. Сказка. Эпос. Песня : (Собр. трудов) / В. Я. Пропп ; сост., ред., коммент. В. Ф. Шевченко. - Москва : Лабиринт, 2001. -  367 с. 

  Исследования крупнейшего фольклориста XX столетия, собранные в очередном томе его полного Собрания трудов, объединены в четыре раздела: «Сказка», «Эпос», «Песня» и «Прикладные проблемы фольклористики». Четырнадцать работ — из которых только две были переизданы — представляют творчество ученого за период с 1926 по 1961 годы. Наследие В. Я. Проппа не теряет своей научной значимости и в веке XXI.

Шаров. Волшебники приходят к людям.jpeg

Шаров, А. И. Волшебники приходят к людям : книга о сказке и сказочниках / А. Шаров ; рисунки Н. Гольц. - 3-е изд. - Москва : Детская литература, 1985. - 320 с. : ил.

Александр Шаров считает сказочников волшебниками — по глубокому убеждению, что они творят волшебство добра: помогают маленькому человеку усвоить веру в правду, любовь, справедливость, надежду. Это и есть «тайна сказки» — так писатель назвал свои размышления о значении сказки. А сказочников для книги Александр Шаров выбрал самых разных: и тех, кто жил четыреста лет назад, — как Сервантес; и такого, как Януш Корчак, чья замечательная жизнь и героическая смерть прошли на глазах автора книги и его современников. Среди писателей, которым посвятил страницы своей книги Шаров, есть такие гиганты, как Пушкин, и есть писатели, оставшиеся в литературе одним только произведением, одной сказкой. Но каждый из них своей сказкой навсегда остался для детей чародеем добра и красоты. И поэтому жизнь каждого из них так драгоценна.

 Шаров А. И. Волшебники приходят к людям

Сказкотерапия

Алексеннко. Играем в сказку.png

Алексеенко, В. В. Играем в сказку : воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет / В. В. Алексеенко, Я. И. Лощинина. - Москва : РИПОЛ классик : Дом. ХХI век, 2008. - 220 с. - (Учимся играючи) (Академия для дошколят).

Книга, написанная опытными детскими психологами, подробно рассказывает о том, как с помощью сказки воспитать в ребенке доброту, порядочность, смелость и уверенность в себе. Прожитые понарошку сказочные ситуации помогут дошкольникам избавиться от агрессии, эгоизма, замкнутости, преодолеть страхи и комплексы, психологически и морально подготовиться к реальным проблемам в школе, детском садике, в большом мире вообще.


Белякова. Большая книга приключений.jpg

Белякова, Э. Большая книга приключений : лечебно- учебные сказки для особенных детей : [учебно-развивающее пособие] / Э. Белякова ; [иллюстрации Никаса Сафронова и др.]. - Москва : Де' Либри, 2019. - 152 с.

Перед вами «Большая книга приключений», полная занимательных игр, познавательных историй и прекрасных иллюстраций. Издание предназначено для учителей и родителей, желающих адаптировать ребенка с особенностями развития к окружающему миру. Нужно понимать, что непохожесть таких детей, выраженная в эмоциональных, социальных, физических или психических проблемах, требует бережного отношения, понимания терпения и коррекции. Пособие поможет взрослым ненавязчиво, без диктата развить интерес ребят к школе, познакомить их с учебной атрибутикой. В ней содержатся практические наработки и руководства для коррекции поведения или психологического состояния ребенка.


Вачков. Сказкотерапия.png

Вачков, И. В. Сказкотерапия : развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - Москва : Ось-89, 2001. - 143 с.

Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное направление практической психологии и сразу же приобрела огромную популярность. В первой части книги рассматриваются теоретические вопросы развития самосознания учеников и учителя и раскрываются причины, по которым именно психологические сказки могут служить эффективным средством развития самосознания субъектов образовательной среды. Вторая часть посвящена практическим аспектам использования психосказок в деятельности школьного психолога. Приведены конкретные «сказочные психотехнологии», а также психологические сказки разных авторов, служащие иллюстрациями к основному тексту книги.

 Вачков И. В. Сказкотерапия


Вологодина. Сказкотерапия.png

Вологодина, Н. В. Сказкотерапия, или Как стать победителем / Н. В Вологодина. -Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 251 с. - (Золотой фонд).

Сказкотерапия - это форма познания и лечения души. Она исследует сказки как форму существования и проявления психических процессов и создает сказки, благотворно влияющие на психику. «Сказкотерапевт» обучается владеть двумя языками – «метафорическим» (языком сказки) и «психологическим» (языком анализа), и использует их взаимозаменяемо. Сказкотерапия является очень ценным методом психологической работы с детьми, предоставляя естественную и традиционную форму общения ребенка и взрослого - через сказку. Она не менее применима для психотерапевтической работы с взрослыми. Она пробуждает творческий потенциал человека, делает доступными ресурсные состояния, учит человека видеть свою жизнь со стороны, представляя свое поведение как определенную роль в определенном сюжете. Одним из главных благотворных последствий в работе со сказкой является осознание, дающее возможность глубокого принятия своих душевных процессов, с одной стороны, и контроля над ними, с другой

Зинкевич-Евстигнеева. По дороге любви.jpg

Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. По дороге любви : фея Флури и история соединения двух одиноких сердец / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Москва : Э, 2017, [т.е. 2016]. – 282 с. - (Волшебные миры сказкотерапии).

Эта книга рассказывает историю соединения двух одиноких сердец. "По дороге любви" - история поистине волшебная, а ее автор Татьяна Зинкевич-Евстигнеева - настоящий мастер сказок. Она зашифровала в увлекательный сюжет самые важные для жизни человека психологические знания, с помощью которых читатели смогут открыть дорогу к собственному счастью. А выведет их на эту дорогу фея Добрых Возможностей по имени Флури. Из этой книги вы узнаете: как победить одиночество, как отпустить свои обиды и разочарования, как раскрыть сердце для новой любви, как позволить себе быть счастливой, как понять, что человек предназначен тебе судьбой. Обложку украшает изысканный рисунок знаменитой немецкой художницы Милы Маркус.


Зинкевич-Евстигнеева. Проективная диагностика.jpg

Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Проективная диагностика в сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е. А. Тихонова. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 203 с.

В книге анализируются направления сказкотерапии и основные темы сказок клиентов, рассматривается динамика формирования способности к сочинению сказок. Психологам, педагогам, родителям, филологам предлагается авторская технология работы с психологической информацией, принятая в сказкотерапии и позволяющая специалисту достаточно надежно сформировать перспективные задачи работы с автором сказки

Капшук. Игротерапия.png

Капшук, О. Н. Игротерапия и сказкотерапия : развиваемся играя / О. Н. Капшук. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 222 с. - (Школа развития).

Сказки и игры помогают детям, становясь для них добрыми друзьями, которые всегда придут на помощь в непростых жизненных ситуациях. Благодаря этому сказки и игры служат великолепной подмогой и для родителей, воспитателей, педагогов и психологов в деле воспитания и обучения детей.


Кутовая. Сказки от слез.jpg

Кутовая, М. С. Сказки от слез : бережем нервы родителей / М. С. Кутовая ; рисунки Т. Г. Щегловой. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 105 с. : ил.

«Сказки от слез» - это терапевтические сказки для понимания такой простой для взрослых и такой сложной для детей жизни. Есть главная героиня, Оленька, дочка автора, и сама автор, которая рассказывает ей сказки - красиво и волшебно объясняя, куда девается ночью молоко, как не бояться темноты, про красоту разнообразия и что все хороши по-своему, про плохое настроение и т.д. Для взрослых книга звучит как банальность и слишком открытый прием, но для детей - это прямая ассоциация с собой, этим тексты и лечебны

Мосина. Почему облака превращаются в тучи.jpg

Мосина, Е. С. Почему облака превращаются в тучи? : сказкотерапия для детей и родителей / Е. С. Мосина ; художник С. В. Мосин. - 3-е изд. - Москва : Генезис, 2021. – 158 с. : ил. - (Сказкотерапия: теория и практика) (Сообщество сказкотерапевтов).

Даже при самых хороших отношениях между родителями и детьми иногда на горизонте сгущаются тучи… Да и в отношениях ребенка со сверстниками тоже встречаются трудности. Причины возникновения проблем могут быть разными: индивидуальные особенности детей (гиперактивность, тревожность, агрессивность, застенчивость), семейные неурядицы (разногласия в вопросах воспитания, развод и т.д.). В книге рассмотрены детские психологические проблемы, возможные причины их появления, даны рекомендации для родителей. Но главное – в ней приведены психокоррекционные и медитативные сказки, способствующие решению проблем детей дошкольного возраста. Кроме того, автор описывает процесс создания собственных сказок под конкретные актуальные для ребенка проблемы. Книга адресована в первую очередь родителям, а также психологам, педагогам и другим специалистам, работающим с детьми.


Разноцветное детство.jpg

Разноцветное детство : игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / под редакцией Е. В. Свистуновой. - Москва : Редкая птица, 2019. - 175 с.

В пособии представлены хорошо структурированные занятия по коррекции и развитию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения как обычного, так и компенсирующего вида. Авторский коллектив - педагоги и психологи, имеющие многолетний опыт работы с детьми. Они постарались сделать пособие удобным для использования и доступным не только специалистам-психологам, но и воспитателям детских садов, музыкальным руководителям и заинтересованным родителям.


Стрелкова. Уроки сказки.jpg

Стрелкова, Л. П. Уроки сказки : [рассказы, сказки, задания для детей и родителей] / Л. П. Стрелкова. - Москва : Педагогика, 1989. - 124 с. : ил. - (Библиотечная серия).

Данная книга -- помощник родителей по нравственному и эмоциональному воспитанию дошкольников. Слушая текст книги, построенный на материале сказок, ребенок анализирует его, решает этические задачи, усваивает элементарные нравственные нормы. В книге воспроизведены лучшие классические иллюстрации из отечественных и зарубежных изданий.


Ткач. 50 целебных сказок.jpg

Ткач, Р. М. 50 целебных сказок для детей : [книга для родителей, дедушек и бабушек, а также начинающих психологов] / Р. М. Ткач. - Москва : ИОИ, 2016. - 214 с. : ил. - (Доктор сказка. Золотая сказка сказкотерапии).

«50 целебных сказок для детей» - книга для родителей, дедушек и бабушек, а также начинающих психологов. Автор раскрывает технологию написания терапевтических сказок, доступно и емко описывает специфику сказкотерапии психосоматических заболеваний и поведенческих проблем, делится случаями из практики и предлагает примеры терапевтических сказок. В книгу вошли материалы из ранее изданной монографии автора «Сказкотерапия детских проблем и стенограммы бесед на развивающем видео канале «РадоМир TV».


Фесюкова. Воспитание сказкой.jpg

Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой : для работы с детьми дошкольного возраста / Л. Б. Фесюкова. - Харьков : Фолио ; М. : АСТ, 2000. - 462 с. : ил. - (Для пап и мам).

В книге представлена оригинальная методика работы со сказкой с использованием нетрадиционного подхода к обучению. Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Именно нетрадиционный подход дает и взрослому (родителю или педагогу), и ребенку возможность понять, что в герое или в сказке хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, а зло было наказано. Кроме этого работа со сказкой по предложенной методике помогает расширить словарный запас, обогатить связную и диалогическую речь детей, развивает образное и логическое мышление, творческие способности дошкольников, а также знакомит их с окружающим миром, что в целом способствует более качественной и разносторонней подготовке детей к школьному обучению.




      


Возврат к списку