26 мая 2023
26 мая в России отмечается 110- летие со дня первого в мире полета первого многомоторного самолета «Русский витязь» инженера И. Сикорского (1913). В преддверии этой даты, 24 мая, в модельной библиотеке «Фолиант» в рамках сетевого проекта «Сила -в правде!» прошло флай - путешествие «Забытые Россией имена: Игорь Сикорский».
Самолётостроение начала XX века было уделом людей фанатичных и смелых до безумия. Именно таким и был Игорь Иванович Сикорский. В возрасте 24 лет он презентовал Николаю II первый в мире многомоторный самолёт «Русский Витязь», открывший эру тяжелой авиации. Позже Сикорский стал основателем мирового вертолетостроения. Долгое время он оставался на недосягаемой высоте, его называли «вертолетчиком №1». Под его руководством в конце 50 - начале 60-х годов были созданы и доведены до серийного производства вертолеты всех существовавших классов.
На встрече в библиотеке, посмотрев документальный фильм «Избранники. Россия. Век ХХ. Игорь Сикорский (1889 - 1972)», читатели чуть больше узнали о роли Сикорского в создании тяжелой авиации - первых в мире тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолета «Илья Муромец», трансатлантического гидроплана и серийного одновинтового вертолёта.
Почему великий изобретатель и авиаконструктор не принял революцию? Более того, после большевистского переворота был на волосок от смерти… Почему эмигрировал из России и почему он, человек сильной воли и неутомимого трудолюбия, оставил пост руководителя, когда его фирма «Сикорский Эйркрафт Корпорейшн» пребывала в цветущем состоянии?
Ни одна из конкурирующих вертолетных фирм в то время не могла сравниться с ней по технологическому и лабораторному оснащению, по числу сотрудников, объему и разнообразию продукции, количеству гарантированных заказов.
Прикоснувшись к биографии человека, сделавшего самого себя, активисты литературного клуба «Прикосновение» смогли понять, почему все президенты, начиная с Дуайта Эйзенхауэра, летают исключительно на вертолетах с надписью «Sikorsky» на борту.
Киевский особняк на Ярославовом Валу, в котором Игорь Иванович родился, вырос и конструировал свои первые машины, сохранился. Он принадлежит Министерству обороны Украины и долгие годы находится в крайне запущенном состоянии. В 1989 году, когда в СССР приезжали сыновья Сикорского Сергей и Игорь, дом в срочном порядке отремонтировали и установили памятную доску. Кто и когда украл ее - неизвестно. Потом дом облюбовали бомжи, и он стал рушиться прямо на глазах.
В 2000 году здание было передано в аренду на 49 лет Международному фонду «Музей авиации и воздухоплавания имени Сикорского». Фонд обещал сделать в особняке музей, но до сих пор так и не сделал…