100 лет со дня рождения Леони́дА ГенриховичА ЗоринА
Родился в Баку. Очень рано, в возрасте четырёх лет, начал сочинять стихи. В 1934 году были опубликованы его детские произведения, получившие благосклонную оценку М. Горького. Писатель написал о талантливом юноше статью «Мальчик», которая была опубликована в «Правде» и других газетах. Первый поэтический сборник «Стихи» вышел, когда Леониду было десять лет.
В юношеские годы начал писать либретто к оперным постановкам Азербайджанского театра оперы и балета (мать будущего драматурга была оперной певицей, солисткой Азербайджанской филармонии). В 1930—1940-е годы опубликовал ряд переводов азербайджанской поэзии.
Окончил Азербайджанский университет им. С. М. Кирова (1946), затем московский Литературный институт им. М. Горького (1947). В 1946—1948 годах работал заведующим литературной частью Бакинского русского драматического театра, корреспондентом газеты «Советское искусство».
В 1948 году переехал из Баку в Москву. В 1949 году в московском Малом театре была поставлена первая пьеса Зорина — «Молодость». В дальнейшем его новые пьесы появляются почти ежегодно, по некоторым из них снимаются фильмы. Многие его пьесы имели непростую театральную судьбу — часто запрещались к показу уже готовые спектакли. Так произошло со спектаклями «Гости», который поставил в Ермоловском театре его главный режиссер А. М. Лобанов, и «Римской комедией» в постановке Г. А. Товстоногова. Оба спектакля прошли по одному разу и были со скандалом сняты по цензурным соображениям.
В 1967 году поставили знаменитую пьесу «Варшавская мелодия» в театре имени Вахтангова и в театре имени Ленсовета.
С конца 1970-х годов Леонид Зорин писал прозу. Издал романы «Старая рукопись» (1980), «Странник» (1984), «Злоба дня» (1992), повесть «Главная тема» (1981).
Один из самых популярных в СССР и России фильмов по его, фактически автобиографичной (в образе Костика Зорин вывел самого себя) пьесе — «Покровские ворота» (экранизация - 1982). Эта культовая картина отобразила целую эпоху, связанную с периодом предшествующему «оттепели» 60-х годов. Кстати, актриса в роли работника ЗАГСа была похожа на первую жену автора.
В 1995 году выпустил книгу воспоминаний «Авансцена: записки драматурга», в 1999 году — сборник статей «Зеленые тетради». Среди последних произведений автора — романы «Юпитер» (2002), «Сансара» (2004), «Выкрест» (2007), «Глас народа» (2008), «Трезвенник», «Кнут», «Завещание Гранда», «Тень слова», «Господин Друг», «Забвение». Сочинения писателя переведены на английский, немецкий, французский, испанский, болгарский, польский, сербский и другие языки. Посмертно вышел сборник «Десятый десяток: проза 2016–2020» (2022), составленный его сыном Андреем.
Всё творчество Леонида Генриховича пронизано нотками бакинской душевности и теплоты. Вроде пишет он о Москве или Варшаве, а ты узнаешь в его персонажах бакинцев. Не забывает он упомянуть при случае и родной город, как например в лучшей его пьесе «Варшавская мелодия», которая 50 лет не сходит со сцены, пережив с десяток разных постановок.
Был членом Союза кинематографистов РФ.
Скончался в Москве ночью 31 марта 2020 года в возрасте 95 лет от остановки сердца. Похоронен на Троекуровском кладбище (18 уч.).