6 марта 2024

95 лет со дня рождения Фази́ля Абду́ловича Исканде́ра

95 лет со дня рождения Фази́ля Абду́ловича Исканде́ра

Родился в семье перса и абхазки; отец в 1938 году был депортирован из СССР. В 1947 году Фазиль Искандер окончил русскую школу в Сухуме с золотой медалью, поступил в Московский библиотечный институт, в 1951 году перевелся в Литературный институт имени А. М. Горького, который окончил в 1954 году. Работал в газетах Курска и Воронежа, в 1956 году вернулся в Сухум, работая редактором в абхазском отделении Госиздата. С 1962 года постоянно жил в Москве.

 После выпуска из института Искандер устроился на работу в газету «Курская правда» обычным журналистом. Потом было сотрудничество с «Брянским комсомольцем»,где он уже занял должность редактора, затем Фазиль перешел на работу в абхазское отделение государственного издательства. Он стал автором рассказов, повестей и романов, выходивших в журналах «Юность», «Смена», «Костер», «Неделя».

 Всесоюзная слава пришла к Искандеру в 1966-м, после того, как он опубликовал повесть «Созвездие Козлотура». Спустя три десятка лет это произведение экранизировали, роли ключевых персонажей сыграли Семен Фарада и Армен Джигарханян. Цитата из этой повести – «начинание хорошее, но не для нашего колхоза» стало своеобразной формой отказа предпринимать опасные, недальновидные и откровенно абсурдные решения.

 Читателям пришелся по душе рассказ Искандера «Софичка», героиня которого – наивная и честная девушка.  Так же радушно поклонники писателя встретили и его  повести – «Морской скорпион», поднимающей вопрос судеб интеллигенции, а также «Стоянка человека», где главная героиня – старушка была буквально «срисована» с родной бабушки писателя, державшей в страхе всю семью своим правдолюбием.

 Фазиль Искандер работал в собственном стиле, который лучше всего прослеживается в романе «Сандро из Чегема». Он представляет собой не просто роман, состоит из отдельных новелл, для создания которых Фазилю понадобилось несколько десятилетий. В нем отсутствует общая сюжетная линия, но зато все крутится вокруг одного главного героя. В произведении нет открытого противостояния героя и существующего политического строя того времени. Скорее наоборот, они отличаются изящной сатирой и сарказмом, точно передают национальный характер и живую разговорную речь.

 Одна из новелл Фазиля Искандера стала основой для художественной картины под названием «Пиры Валтасара». Ключевой персонаж произведения – Сандро Чегемский, получил приглашение на банкет к самому Сталину. Валтасаров пир – один из библейских сюжетов, значит безудержное веселье перед бедой.  Сюжет новеллы переносит читателя в далекий 1935 год, когда после этого банкета потихоньку исчезли все, кто в нем участвовал.

 Отсутствует единая фабула и в цикле новелл «Детство Чика». Их герой, маленький мальчик Чик, которому судьбой уготовано решение далеко не детских задач, способствующих его духовному становлению. Очень поучительным получился рассказ под названием «Тринадцатый подвиг Геракла». Он хоть и содержит юмор, но предлагает читателю самому ответить на вопрос, что представляет собой само понятие подвиг, и как в одном человеке трусость сочетается с мужеством.

 Автор просто описывал жизнь героев, но вместе с этим, рассуждал о достоинстве и чести, о справедливости и уважении. Искандер умел пользоваться такими понятиями, как гротеск и аллегория. Так в произведении «Кролики и удавы» он описывал тоталитарное государство, как царство змей, а под Цветной капустой имел ввиду надежду на светлое будущее.

 Еще в 1986-м журнал «Знамя» напечатал два рассказа Фазиля Искандера – «Бармен Адгур» и «Чегемская Кармен», которые спустя много лет стали основой сценария к фильму «Воры в законе».

 Произведения Фазиля Искандера ярко иллюстрируют его собственную биографию, может быть поэтому писатель не оставил после себя мемуаров.

 Несколько последних десятилетий своего жизненного пути Искандер провел под Москвой, в Переделкино. Он хотел, чтобы после смерти его там же и похоронили. Сердце писателя остановилось 31 июля 2016 года, смерть спровоцировала сердечная недостаточность.

 Абхазские власти предлагали родным похоронить писателя в центре Сухуми, но они отказались. Местом последнего приюта Фазиля Искандера стало столичное Новодевичье кладбище.



      


Возврат к списку