31.07.2024

Подготовила: Потапова И.В. - главный библиотекарь библиотеки искусств № 8

К 190-летию со дня рождения французского художника Эдгара Дега (1834-1917)

К 190-летнему юбилею мастера библиотека искусств представляет обзор книг из фонда, посвящённых блистательному таланту Эдгара Дега.


«Он … очень любил рисовать» - так просто, без пафоса Дега просил говорить о нём после смерти. В одной этой фразе - и необыкновенно скрытный характер мастера, и, самое главное, его абсолютная преданность искусству, которому он посвятил всю свою жизнь! Более 2000 его картин, пастелей, рисунков и скульптур хранятся в самых крупных музеях, галереях и частных коллекциях.

Выходец из состоятельной аристократической семьи, Эдгар мог себе позволить заниматься искусством, не думая о заработке. Он долго и упорно учился - получил классическое художественное образование, много копировал старых мастеров - прежде всего «итальянцев» XV-XVI веков и французских академистов. От первых он унаследовал гармоничный колорит, вторым он обязан сильным рисунком

По настоянию отца, в первую очередь, Дега освоил портерный жанр – самый востребованный у заказчиков, он должен был обеспечить молодому художнику безбедное существование. Однако, создавая портреты светских дам, Дега никогда не приукрашивал их, а старался как можно точнее передать характер каждой из них, что иногда приводило к потере заказов.

В юности, как и многие, он мечтал заслужить признание и выставляться в самом престижной галерее Парижа - Салоне. Для этого писал большие полотна на исторические темы в идеализированной академической манере. Но интерес к реальной жизни, к подлинному драматизму бытовых сюжетов, динамичным ритмам городской жизни победил в нем честолюбивые помыслы эстета-аристократа.

Поворотным моментом в жизни художника стало знакомство с Эдуардом Мане и сближение с художниками, назвавшими себя позднее импрессионистами. Они увлекли его новыми идеями, пробудили в нем интерес к современным темам, передающим динамику и красоту реальной действительности. Теперь Дега черпает вдохновение на шумных парижских улицах: в театре, в магазинах, кафешантанах. Особый интерес вызывали у художника скачки, где он изучал как профессиональные движения жокеев, так и природную пластику лошадей. Будучи истинным эстетом, Дега не мог обойти мир танца: изящные движения балерин в легких нарядах притягивали взор. Но художника привлекали не только отточенные постановочные жесты танцующих балерин, но и их непосредственное естественное поведение за кулисами, когда они поправляют наряд или, разучивая танец на репетициях, делают неловкие движения, да просто зевают.

Важную роль в новаторских поисках Дега сыграло открытие в 19 веке фотографии. Художник активно использовал фотоприёмы в работе, прежде всего в композиции: неожиданные резкие ракурсы (например, сверху), обрезка кадра, выход фигуры за край полотна, сверхкрупный передний план. Таким образом, создавалось ощущение «случайного моментального снимка», мгновенно запечатлевшего жизнь в движении. Для передачи цвета он изучал фотоэффекты «засветки», «смазанности» или «растворения» изображения.

Немаловажное значение в творческой судьбе художника сыграла его болезнь: он довольно рано начал терять зрение и в связи с этим вместо масла стал писать цветной пастелью. Работая мягким материалам, он объединил приемы рисунка и живопись - наносил штрихи, как раздельные мазки, слой за слоем. Плавные контуры, звучные яркие краски, живописные вибрации, свойственные пастели сделали его ближе к импрессионистам. Дега достиг невероятного разнообразия эффектов цвета и фактуры, поэтому его пастели, ценятся не меньше, чем картины, написанные маслом.

Заботясь о своем зрении, Дега перестал работать при дневном свете – в результате возникала серия пастелей, посвященных вечернему Парижу, артистам и публике кафешантанов. Эти работы позволили ему достичь необыкновенного мастерства в передаче сложных эффектов мерцающего искусственного освещения, за что его стали называть «первым импрессионистом ночи».

1.jpgDegas = Дега Эдгар / By Robert Gordon and Andrew Forge. - New York : Abradale Press : Harry N.Abrams : Inc Publishers, 1991. - 288 p. : il. - Bibliography: p. 280. - Index: p. 285. - 16+. - ISBN 0-8109-8107-6 : 110000р. - Текст (визуальный).

«В этом изумительно читаемом тексте мистера Форджа, мы очень близко соприкасаемся с чувствами самого художника... Иллюстрации - многие из них незнакомы - вызывают восхищение... Это книга, которую нельзя пропустить» - так пишет о работе американских исследователей «Нью-Йоркский обозреватель».

На данный момент этот труд считается исчерпывающим исследованием о жизни и творчестве Эдгара Дега, так как авторы выявили произведения художника во всех государственных музеях и частных коллекциях мира. Они собрали по сериям ранее разрозненные работы и представили во всей полноте наследие мастера. Для этого издания были тщательно отобраны 324 иллюстрации, 60 из них ранее не публиковались.

Особый акцент в издании сделан на графике Дега: показано её необыкновенное техническое совершенство и новаторство приемов. Сам художник ценил свои рисунки и пастели, не менее чем живописные полотна.

Также авторы, называя Дега одним из наименее понятых художников своего поколения, попытались раскрыть его сложный внутренний мир. Для этого они представляют высказывания о Дега его современников, извлеченные из периодических изданий, писем и дневников того периода, а также три собственных сонета Дега – в переводе поэта Ричарда Ховарда.

Во всей полноте событий и переживаний в книге воспроизведён жизненный путь художника: его аристократическое воспитание, путешествие в Италию и Америку, его близкое общение с Мане, Мане, Кассат и другими импрессионистами, его любовь к театру, музыке и балету.

В совокупности текст, фотографии и документы представляют собой самый подробный портрет этого прекрасного и загадочного художника.


2.jpgTerrasse, Antoine. Degas / Antoine Terrasse. - [Repr.]. - London : Thames a. Hudson, 1979. - 95 с. : ил., цв. ил., портр.; 34 см. - (The Great impressionists).; ISBN 0-500-86005-X

Монография французского художественного критика, историка искусства Антуана Террасса представляет необыкновенную ценность. Автор, выходец из семьи художников - внучатый племянник художника П. Боннара, сын историка искусства Шарля Террасса и брат акварелиста Мишеля Террасса - как никто понимал особенности художественной среды. Представляя биографию Дега, он делит ее на четыре важных периода и в каждом подробно прослеживает изменения во взглядах художника, в живописной манере и технике.

Альбом содержит 165 иллюстраций, в том числе 62 полноцветных. Среди них особый интерес представляют бронзовые скульптуры мастера, а также редкие фотографии из архива Национальной библиотеки Франции, на которых запечатлен сам художник.

Отдельно в книге освещена история коллекции живописи Дега, которую он собирал в течении всей жизни. Среди экспонатов отмеченных высоким вкусом художника немало работ его современников - Мане и Писсарро, Сезанна и Ван Гога.


3.pngЭдгар Дега : Письма. Воспоминания современников / Сост. и примеч. В. Прокофьева; Пер. с фр. М. Казениной, Пер. с англ. Т. Полевой, Ю. Полева. - Москва : Искусство, 1971. - 303 с., [32] л. ил, [1] портр. - 57р.00к.,в пер.

Издание составлено советским искусствоведом В.Н. Прокофьевым. В начале книги он объясняет необычайную ценность писем Дега, в которых, будучи человеком замкнутым, он раскрывает свой независимый острый ум, образованность, тонкую и чуткую натуру истинного художника. Интерес представляют также собранные в книге воспоминания современников - Амбруаза Воллара, Поля Валери. Описывая чудаковатое поведение и резкие остроумные высказывания мастера, они подтверждают оригинальность и высокоодаренность его натуры.

В качестве предисловия к книге приведен один из лучших трудов о Дега, по мнению составителя, написанный выдающимся советским художественным критиком Я.А. Тугендхольдом всего через 4 года после смерти художника. Эта работу отличает живой эмоциональный подход к анализу творческого пути художника.


4.jpgЭдгар Илэр Жермен Дега, 1834-1917 / автор текста М. Гордеева. - Москва : Директ-Медиа : Издательский дом "Комсомольская правда", 2010. - 48 с. : ил. - (Великие художники ; т. 25). - ISBN 978-5-87107-198-4 : Б.ц.

Альбом из серии «Великие художники» рассматривает творческий путь французского художника поэтапно: детство, годы учебы у великих мастеров, достижения в портретном жанре. Отдельная глава посвящена взаимоотношениям с импрессионистами. Далее следуют главы, последовательно раскрывающие основные мотивы творчества: «скачки», «женщины за работой» (гладильщицы и модистки), «кафешантаны», «балет».

Издание содержит более 50 широкоформатных цветных иллюстраций, позволяющих оценить мастерство колориста и «лучшего рисовальщика Франции после Энгра».


5.jpgМэннеринг, Дуглас. Дэга : Жизнь и творчество / Подготовка ил. Бриджмен Арт Лайбрери; Пер. Б. Соколова. - Москва : СПИКА, 1995. - 79 с. : ил. - ISBN 5-88413-007-4 : 120р.00к.,в пер.

Издание представляет собой путеводитель по творчеству художника и включает 78 репродукций картин в хронологическом порядке. Автор подробно описывает каждую работу, историю ее создания, дает оценку ее  художественной ценности в творческом наследии автора и в истории искусства в целом.

В начале издания представлена краткая биография живописца и характеристика его индивидуального художественного стиля.

6.jpgДега. Полное собрание работ всемирно известных художников // Художественная галерея. – 2004. - № 4.

Сериальное издание De Agostini с целью популяризации изобразительного искусства  выпустило 200 публикаций о всемирно известных художниках. Первые номера издания посвящены самым узнаваемым персонам, среди них -  Эдгар Дега. Кто не знает «живописца балерин»? На обложке четвертого номера танцовщицы запечатлены рядом с его портретом.

В основе издания – иллюстрированная галерея лучших работ мастера. Приводятся истории их создания, подробные описания с комментариями критиков.

Повествование ведется в увлекательном стиле с множеством интересных фактов из жизни мастера. Например, немногие знают об увлечении мастера скульптурой, так как большинство маленьких восковых статуэток - около 70 - находятся в частном собрании. 

В ходе изложения материала даются дополнительные сведения о направлениях и основных понятиях в живописи.

7.jpgЭдгар Дега [Электронный ресурс] . - Москва : Директмедиа Паблишинг, 2008. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Электронная Библиотека ДМ. Мировое искусство в лицах). - ISBN 978-5-94865-240-5 : 400р.00к

   "Электронная библиотека Директмедиа" представляет медиапродукт - электронный иллюстрированный каталог произведений Э. Дега с возможностями поиска по названию, редактирования и печати изображения. Список работ включает более 700 иллюстраций: живописные полотна, пастели, а также рисунки и гравюры мастера.

 В составе издания – развернутая статья и краткий блок об основных этапах жизни и творчества живописца.

Дега считают одним из представителей импрессионизма, хотя в действительности многие принципиальные идеи этой группы художников были ему чужды. Дега не воспринимал пейзаж, особенно пленэр, предпочитая изображению природы мир «человеческой комедии». Он иронизировал над спонтанностью и импульсивностью импрессионистской манеры, непродуманными световыми эффектами – что выражалось в размытых и небрежных формах и ярких тонах. В отличии от своих коллег он тщательно продумывал свои композиции, делая множество набросков и этюдов. Сложный и богатый колорит его работ также был результатом кропотливой работы.

С импрессионистами его связывал скорее жадный интерес к современной жизни и поиск новых выразительных средств для этого. Он сочувствовал этому стилю, его новаторским идеям, активно помогал в устройстве выставок, но сам вел творческие поиски в другом направлении: «Я всегда стремился убедить своих коллег искать новые эффекты в соответствии с законами рисунка, который я читаю более богатым возможностями, чем цвет. Но они не хотели ничего знать об этом и пошли другими путями».

Для полного понимания творческой личности Дега необходимо ознакомиться и с изданиями, посвященными импрессионизму, в которых достижениям художника уделено особое место.

8.jpgРевалд, Джон. История импрессионизма / Пер.с англ.П.В.Мелковой;Вступ.ст.и общ.ред.М.А.Бессоновой;Художник В.А.Тогобицкого. - Москва : Республика, 1994. - 416 с. : ил. - Библиогр.: с. 346-398. - ISBN 5-250-02391-6 : 19000р.

Книга Джона Ревалда «История импрессионизма» считается одним из самых известных трудов по французскому импрессионизму.

В ней органически сплавлены глубина научного исследования с живой, захватывающей формой изложения. С помощью богатейшего фактического материала — выдержек из писем художников, свидетельств их современников, критически статей, газетной хроники — воссоздаётся многокрасочная картина истории зарождения и эволюции импрессионизма.

Автор раскрывает не только творчество, стиль и манеру импрессионистов, но и их личность, драматические жизненные судьбы.

Книга богато иллюстрирована репродукциями картин из ведущих музеев мира и частных коллекций, уникальными фотографиями того времени.


9.jpgДенвир, Бернард. Импрессионизм : художники и картины : живопись. - Москва : Белый город, 2000. - 424 с. : ил. - Библиогр.: с. 419. - Указ.: с. 414-418. - ISBN 5-7793-0190-5 : 2426-50. - Текст (визуальный) : непосредственный.

Искусствоведческий труд английского писателя Б. Денвира представляет период импрессионизма как историю величайшего переворота в мире искусства конца XIX века.

Провозгласив принцип изображения, основанного на чистом восприятии, а не на умозрительном построении, импрессионисты изменили наше отношение к природе и к самой жизни. Описывая исторические и социальные условия, в которых формировалось актуальное искусство этого времени,  автор особое значение придает влиянию старых мастеров пейзажа, фотографии, современным научным теориям, народному творчеству. Отдельное внимание в книге уделено взаимоотношениям художников с критиками, меценатами, торговцами картин. Здесь автор развеивает миф о том, что импрессионисты не были поняты современниками. На самом деле уже в 80-е годы картины – были востребованы публикой,  и художники не гнушались угодить ее вкусам.

В книге помещено более 400 репродукций в том числе малоизвестных картин.

10.jpgВентури, Лионелло. От Мане до Лотрека / пер. с итал. Ц. И. Кин. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2007. - 351 с. : ил. - (Художник и знаток). - ISBN 978-5-352-02031-9 : 173.60.

Книга принадлежит серии «Художник и знаток», которая знакомит читателей с трудами знаменитых исследователей искусства прошлых веков. Работа итальянского искусствоведа Лионелло Вентури впервые вышло в свет на русском языке в 1958 году. Она включает очерки о 12 художниках «эпохи импрессионизма». Автор стремится понять: как рождаются шедевры - являются ли они результатом творческого порыва самого художника или испытывают влияние окружения – учителей, товарищей, критики, публики.

Вентури пытается объяснить и особое положение Дега среди импрессионистов. Анализируя работы живописца, он показывает, как его стремление к реализму сочетается с идеально отточенным академическим рисунком и импрессионистскими поисками динамики, световых эффектов.

Книга написана легким доступным языком, адресована широкому кругу читателей. Издание снабжено большим количеством иллюстраций.


11.jpgГерман, Михаил Юрьевич. Импрессионизм : основоположники и последователи. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. - 518 с. : ил., цв. ил., портр. - (Новая история искусства). - Библиогр.: с. 467. - Указ. имен: с. 486-510. - Библиогр.: с. 467-485. - ISBN 978-5-395-00053-8 : 381-30. - Текст (визуальный) : непосредственный.

Монография М.Ю. Германа, российского историка искусств, профессора, доктора искусствоведения рассматривает десятилетие становления импрессионизма 70-е годы XIX века в широком историческом и литературном контексте. Эволюцию художественных взглядов Дега раскрывает на протяжении всего повествования, сопоставляя ее с достижениями в искусстве его современников. Автор находит интересную формулировку его стилю – «импрессионизм жеста» и утверждает, что Дега совершил настоящую революцию в композиции, взорвав комфорт принятой столетиями системы восприятия.

Нетрадиционный подход автора к раскрытию темы, субъективная, эмоциональная оценка явлений и событий делают книгу особенно привлекательной для читателей - как специалистов, так и всех интересующихся изобразительным искусством. Издание содержит большое количество иллюстраций.


12.jpgВолкова, Паола Дмитриевна. От Мане до Ван Гога : самая человечная живопись : [по лекции Паолы Волковой] / автор-составитель С. Нечаев. - Москва : АСТ : Времена, 2022. - 206, [2] с. : ил., портр. - (Искусство в лекциях). - 12+. - ISBN 978-5-17-147997-8 : 713-02. - Текст (визуальный).

Ключевая мысль этой публикации об импрессионистах вынесена в заголовок. По мнению российского искусствоведа П.Д. Волковой в живописи «нет ни одного другого направления, в котором было бы столько любви к жизни и столько наслаждения ею». Искусство Мане, Ренуара, Моне и Дега она считает «абсолютно позитивным к миру»: оно «эстетически» питают душу, наполняют радостью и ликованием.

Эдгара Дега автор характеризует как художника необыкновенно сложного, многомерного и глубокого: его картины можно подолгу рассматривать, буквально погружаясь в мир его живописных образов.

Полный эмоциональных переживаний художественный анализ П. Волковой дополнен емкими информационными блоками о главных событиях в жизни художника, а также высказываниями Дега и его современников.



      


Возврат к списку