Подготовила: Крутова Нина Владимировна - сектор редких фондов
Неизвестный известный Пушкин
Портреты А.С. Пушкина на страницах
книжных изданий сектора редкого фонда и истории библиотек
Сегодня сложно найти человека, для которого имя А.С. Пушкина неизвестно. И практически каждый из нас среди галереи портретов русских классиков безошибочно укажет изображение Александра Сергеевича. Самыми известными портретами на сегодняшний день считаются работы О. Кипренского и В. Тропинина. В год 216-летия поэта мы предлагаем вспомнить изображения поэта не столь популярные, но от этого не менее интересные. Сделаем это при помощи виртуальной экспозиции, оформленной фотографиями поэта из коллекции редких изданий центральной библиотеки – дореволюционной книжной серии под редакцией профессора С.А. Венгерова – «Библиотека великих писателей».
С 1907 по 1915 гг. в Петрограде в издательстве Брокгауза и Ефрона вышли шесть томов, посвященных жизни и творчеству Пушкина. Это по - праву, самое знаменитое и главное качественное дореволюционное издание наследия великого поэта. Включает отдельные этюды биографии, сведения о ближайших друзьях и знакомых, о влиянии на творчество Пушкина русских и иностранных писателей. Каждое произведение снабжено историко-литературным введением. Отдельного внимания заслуживает полиграфическое исполнение. В ходе подготовки издания составлялся специальный план иллюстрирования. Предполагалось опубликовать все портреты Пушкина, в том числе писанные акварелью и масляными красками. Кроме того: портреты родственников и семьи, виды местностей и зданий, имеющих отношение к биографии, картины, иллюстрирующие отдельные эпизоды жизни, все памятники и т.д. Многое из перечисленного, появилось здесь впервые. Все шесть томов украшены великолепным орнаментом, старорусскими заставками, концовками, виньетками. Книги напечатаны особо заказанным шрифтом пушкинского времени, с сохранением авторского правописания. Порядок издания строго-хронологический. «Мы хотели бы сделать… своего рода Пушкинскую энциклопедию, где должно найти место всё, что служит к уяснению жизни и творчества великого поэта», - заявили издатели.
Итак, как выглядел Пушкин мы все знаем. Но, тем не менее, мы будем рады, если познакомившись с данной выставкой, вы сделаете для себя небольшое открытие и увидите еще незнакомого для себя Пушкина. Сам же поэт дал себе такую характеристику:
«Мой рост с ростом самых долговязых
Не может ровняться;
У меня свежий цвет лица,
Русые волосы
И кудрявая голова…
Сущий бес в проказах,
Сущая обезьяна лицом,
Много, слишком много ветрености…»
А. С. Пушкин в первые годы пребывания в лицее. Рисовал либо лицейский гувернер Чириков, либо К. Брюлов. Гравюра Е. Гейтмана, приложенная к «Кавказскому пленнику». Книга вышла в 1822 г. со следующим послесловием: «Издатели присовокупляют портрет Автора, в молодости с него рисованный».
А.С. Пушкин в последние годы пребывания в лицее. Портрет (рисован цветными карандашами), принадлежал директору лицея Е.А. Энгельгардту
";s:4:"TYPE";s:4:"TEXT";} А.С. Пушкин в 1820 г. Карандашный портрет, выполненный в 1826 г. обрусевшим французом Ж. Вивьен де Шатобрен. Пушкин заказал ему два экземпляра, один подарил П.А. Осиповой, второй – поэту Е.А. Баратынскому. На обороте паспарту надпись внука поэта Е.А.Баратынского – А.Н.Баратынского: «Портрет, подаренный Пушкиным Евгению Абрамовичу Боратынскому. А.Боратынский». Ниже тем же почерком: «Этот портрет заклеен в рамку, по преданию, собственноручно Алекс. Сергеевич. Пушкиным».
";s:4:"TYPE";s:4:"TEXT";} А.С. Пушкин в Крыму. Картина Айвазовского
";s:4:"TYPE";s:4:"TEXT";} А.С. Пушкин в Крыму. Автопортрет, рисованный Пушкиным во время его пребывания в Крыму
";s:4:"TYPE";s:4:"TEXT";} А.С. Пушкин в Бахчисарае. Картина В. Суреньянца
";s:4:"TYPE";s:4:"TEXT";} Прощай свободная стихия. Картина И.Е. Репина и И.К. Айвазовского
";s:4:"TYPE";s:4:"TEXT";} А.С. Пушкин в Михайловском (Посещение Пущина). Картина Ге
";s:4:"TYPE";s:4:"TEXT";} Не вполне достоверный портрет молодого Пушкина. (Исторический музей в Москве; подпись – Гейден 1821)
";s:4:"TYPE";s:4:"TEXT";} А.С. Пушкин в начале 1820-х гг. Литография Гиппиуса (1823). По-видимому портрет сделан с натуры, а не с портрета О. Кипренского, от которого он сильно отличается.
";s:4:"TYPE";s:4:"TEXT";} А.С. Пушкин. Портрет кисти О. Кипренского. (1827)";s:4:"TYPE";s:4:"TEXT";} Автопортрет Пушкина. Из «Ушаковского» альбома
";s:4:"TYPE";s:4:"TEXT";} Пушкин и его друзья слушают декламацию Мицкевича в салоне княгини Зинаиды Волконской. Картина Г.Г. Мясопдова (?)
";s:4:"TYPE";s:4:"TEXT";} Пушкин и гр. Хвостов (1830-1831) Карикатура из альбома П.И. Челищева. На обороте наклейка: «Из альбома Генерал-Майора П. И. Челищева. Пожертвовано в Пушкинский музей Александровского Лицея дочерью и внуком его Ольгою и Николаем Макаровыми».
";s:4:"TYPE";s:4:"TEXT";} А.С. Пушкин. Портрет И.Л. Линева (1837 ?)
Существует версия, что прототипом для портрета живого поэта послужил облик Пушкина, уже лежащего в гробу. Возможно, узнав о кончине поэта, Линев пошел в дом на набережной Мойки проститься с ним и там, стоя у гроба, «впитывал» образ уже мертвого лица поэта. Затем «оживил» в картине это лицо с приплюснутым и впалым подбородком и узкими губами.
";s:4:"TYPE";s:4:"TEXT";} А.С. Пушкин. (1836) Акварель П. Соколова
Портрет хранился у брата А.О. Смирновой-Россет - А.О. Россета. Известно, что один из самых известных портретистов того времени П.Ф.Соколов неоднократно дублировал эту работу. По мнению одного из первых русских фотографов С.Л. Левицкого : «… это единственный настоящий Пушкин».
";s:4:"TYPE";s:4:"TEXT";} А.С. Пушкин. Портрет Мазера";s:4:"TYPE";s:4:"TEXT";} Пушкин, Крылов, Гнедич и Жуковский в середине 1830-х гг.
";s:4:"TYPE";s:4:"TEXT";} Пушкин в середине 1830-х гг. («Люблю тебя, Петра творенье»).
Картина И.Е. Репина
";s:4:"TYPE";s:4:"TEXT";} Пушкин в группе писателей и ученых, во время парада на Марсовом Поле в 1832 г. Фрагмент картины Г. Чернецова. "";s:4:"TYPE";s:4:"TEXT";} Лицеист Пушкин на акте 1815 г. декламирует свое стихотворение. «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии Державина
";s:4:"TYPE";s:4:"TEXT";}