Подготовила: Крутова Нина Владимировна — сектор редких фондов
Виртуальные прогулки по музеям Ф.М. Достоевского «Взгляд из XXI века». Прогулка первая «Божедомка – моя родина»
В рамках празднования 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского сектор редких фондов и истории библиотек открывает цикл виртуальных прогулок по музеям Достоевского «Взгляд из XXI века».
Первая прогулка называется «Божедомка − моя родина». В ее основе комплект из 15 цветных открыток «Музей-квартира Ф.М. Достоевского в Москве». Комплект выпущен в 1989 году в Москве в издательстве «Планета». Автор фотографий – С. Ткаченко. Автор текста – Г. Пономарева.
Кроме того, выставка проиллюстрирована редкими книжными изданиями из фондов центральной библиотеки им. В.Н. Татищева.
https://artefact.culture.ru/ru/exhibition/vzglyad-iz-xxi-veka
***
Мемориальный музей, посвящённый творчеству писателя Фёдора Достоевского расположен в бывшем здании Мариинской больницы для бедных, располагавшейся на улице Новая Божедомка (ныне ул. Достоевского).
Музей основан в 1928 году, в 1940-м вошёл в состав Государственного литературного музея. В основе экспозиции – семейные реликвии, поступившие от потомков писателя, а также его вдовы А.Г. Достоевской.
Примечательно, что помещение никогда не перестраивалось, стены, печи и перекрытия сохранились такими, какими они были при жизни писателя. Среди мемориальных предметов экспозиции - преддиванный овальный стол, книжный шкаф, портреты родителей и предков, бронзовые канделябры из коллекции А.М. Достоевского.
Флигель больницы, где находится музей, предназначался под различные службы и казенные квартиры служащих. Семья лекаря М.А. Достоевского, отца будущего писателя, занимала на первом этаже небольшую квартиру из двух комнат. Ф.М. Достоевский, родившийся в противоположном флигеле, жил в этой квартире с 1823 по 1837 год.
В окно квартиры Достоевских был виден обсаженный липами двор. У белокаменных ворот со львами стоял привратник и пропускал больных: мануфактурных рабочих, ремесленников, простых мещан, прислугу. Божедомка, как можно было предположить, была на пути больных арестантов из ближней Бутырской тюрьмы.
Исторический интерьер музея-квартиры воссоздан в 1980 году на основе мемуаров младшего брата Ф.М. Достоевского – Андрея Михайловича, оставившего подробное описание квартиры детства, включая чертежи и схемы. Книга «Воспоминания» (1930) А.М. Достоевского (1825-1897) – единственный достоверный источник сведений о ранних годах Федора Михайловича.
Главы в книге называются оригинально – «квартирами». В первой «квартире» можно найти подробное описание квартиры семьи Достоевских: «При входе была передняя в одно окно, от которой задняя часть отделялась перегородкой, служившей детскою для двух старших братьев. Далее зал – довольно поместительная комната о 2-х окнах на улицу и 3-х на чистый двор. Потом гостиная, от которой перегородкою было отделено помещение для спальни. Вот и вся квартира».
Прочитать книгу А.М. Достоевского «Воспоминания»
Обзор музейной экспозиции начинается с метрической книги с записью о рождении Федора Достоевского. В «Книге для записи крещеных и отпетых в церкви Петра и Павла, что при больнице для бедных, за 1814-1823 годы» на странице 148 есть запись, сделанная в 1821 году. Она гласит: «В октябре родился младенец в доме больницы бедных у штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского сын Федор». Имя будущего писателя внесено в один ряд с именами людей неимущих, пациентов больницы для бедных.
В предисловии к первому тому Полного собрания сочинений Достоевского (1894) помещен критико-биографический очерк «О Ф.М. Достоевском» в изложении русского философа, литературного критика В.В. Розанова.
Любопытны сведения из детства будущего писателя: «Федор Михайлович Достоевский род. 30 октября 1821 года, в Москве, где отец его состоял доктором при Мариинской больнице для бедных; семья была небогатая, трудовая, религиозно настроенная; с 4 – 5 лет началось обучение детей чтению; редки были выходы из дому, как и приемы гостей; вся жизнь сосредотачивалась в семье, и потому эта семья была в высшей степени воспитательна для детей. Печать упорядоченности, благообразия, строгости лежала здесь на всем строе, и отсюда же она ложилась, как первое основное впечатление, и на душу детей».
Прочитать полный текст В.В. Розанов. Литературные очерки. Сборник статей 1899 год.
Лишь дощатой перегородкой, не доходившей до потолка, отделялась от прихожей комната, отведенная старшим братьям Михаилу и Федору. Здесь стоят два кованых сундука, на которых братья спали. Единственное окошко выходило в крохотную комнату няни. Здесь можно было читать, размышлять… Уже в ранние годы Достоевского мучила проблема безвинных страданий: «Читаю книгу Иова, и она приводит меня в болезненный восторг… Эта книга … одна из первых, которая поразила меня в жизни, я был еще тогда младенцем!»
Из «холодных сеней» входили в переднюю, а затем в светло-канареечного цвета комнату – «рабочую залу», одновременно служившую столовой. Окна залы выходили во двор больницы и на Божедомку. Приближаться к больным и тем более заговаривать с ними гулявшим во дворе детям запрещалось, но Федор, живой и впечатлительный, «настоящий огонь», по словам родителей, нередко нарушал строгие запреты отца.
С «рабочей залой» была связана почти вся жизнь детей Достоевских. Здесь они играли, слушали сказки няни, знакомились с лубочными картинками, здесь начиналось их обучение. Грамоте и азбуке детей учила мать Мария Федоровна.
Писатель вспоминал свои первые творческие попытки: «Года в три выдумывал сказки, да еще мудреные, замысловатые, страшные, либо с оттенком шутливости».
Яркие впечатления детей связаны были с посещениями Троице-Сергиевой лавры. Домой возвращались радостные, наслушавшись монастырского хора, накупив под стенами монастыря забавных деревянных игрушек.
Из письма Ф.М. Достоевского: «Впечатления прекрасного именно необходимы в детстве. 10-ти лет от роду я видел в Москве представление «Разбойников» Шиллера… это сильнейшее впечатление подействовало на мою духовную ст орону очень плодотворно».
С особым увлечением читал Федор «Историю государства Российского», «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина.
Гостиная Достоевских оживлялась, когда в ней устраивали музыкальные вечера. Но особенно памятны детям были семейные чтения. Шкаф с книгами в гостиной называли «библиотекой». При двух сальных свечах за овальным столом читали вслух Н. Карамзина, биографию М.В. Ломоносова, поэзию Г. Державина, В. Жуковского, романы М. Загоскина, И. Лажечникова, А. Пушкина.
В полутемной спальне, отделенной от гостиной лишь перегородкой, обычно помещалась и детская люлька. В семье было семеро детей. Младшие находились с матерью. Здесь провела Мария Федоровна последние месяцы своей жизни. Открывшаяся скоротечная чахотка сделала ее положение безнадежным. В этой комнате она последний раз благословила своих детей.
Федор Михайлович вспоминал: «Я происходил из семейства русского и благочестивого. С тех пор, как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей».
М.А. Достоевский – отец писателя. Выпускник Медико-хирургической академии в Москве, врач в военном госпитале, позже в Мариинской больницы для бедных, отец писателя. «Михаил Андреевич был человек угрюмый, нервный, подозрительный…»
М.Ф. Достоевская (урожденная Нечаева) – мать писателя. «Это была женщина в высшей степени добрая, религиозная, в то же время хозяйственно-практическая…».
Обзор мемориальной квартиры-музея завершается общим коридором со сводчатым потолком. В конце — широкое окно, символизирующее переход Достоевского к творческой жизни после переезда в Санкт-Петербург. Перед проемом установлен стенд с оригинальным пером писателя и листом с его подписью.
При подготовке выставки использованы материалы сетевого издания «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества» https://fedordostoevsky.ru/