Подготовила: Крутова Нина Владимировна — сектор редких фондов
Виртуальный обзор «Знакомьтесь — солнечный клоун»
К 90-летию О. Попова
Вспоминая цирк, мы представляем арену, дрессированных животных, виртуозных жонглеров, бесстрашных акробатов и, конечно, клоунов. А говоря о клоунах, несомненно, первое имя, которое приходит на память — Олег Попов (1930-2016). В 2020 году советскому и российскому артисту цирка, Народному артисту СССР исполняется 90 лет со дня рождения.
Начал свою карьеру эквилибристом, выступая с номером «Эксцентрик на свободной проволоке». В 1950 году дебютировал в качестве ковёрного клоуна в Саратовском цирке. Официально работать клоуном стал в 1951—1952 годах в Рижском цирке. Окончательно утвердился в этом амплуа в Молодёжном цирковом коллективе под руководством знаменитого клоуна Карандаша (1951-1953).
Создал артистический образ «Солнечного клоуна» — неунывающего паренька с копной соломенных волос в нарочито широких полосатых штанах и клетчатой кепке. Среди лучших реприз — «Повар», «Свисток», «Луч».
Принимал участие в первых гастролях советского цирка в странах Западной Европы. Эти поездки принесли ему мировую славу. Работал в Большом Московском государственном цирке.
С 1991 года, сохранив российское гражданство, жил и работал в Германии. Выступал в собственной цирковой программе под сценическим псевдонимом «Счастливый Ганс». В июне 2015 года, впервые после 24 лет проживания в Германии, посетил Россию. В 2016 году у него был запланирован гастрольный тур по России, в том числе и в Самару. Но, 2 ноября в г. Ростов – на Дону, он уснул в гостиничном номере и больше не проснулся. Похоронен в г. Эглофштайне в Германии. В последний путь его проводили — в клоунском костюме.
На цирковой арене с Олегом Поповым. Фильм-концерт "Солнце в авоське", 1979 г.
В знак памяти о великом клоуне, сектор редких фондов и истории библиотек предлагает познакомиться с редкими изданиями из истории мирового и русского цирка.
Кузнецов, Евгений Михайлович.
Цирк [Текст] : происхождение, развитие, перспективы / Кузнецов Евгений Михайлович. - М. ; Л. : Academia, 1931. - 448 с. : ил. –
Эта книга - первая книга о цирке на русском языке и первая полная история циркового искусства за время его существования.
Дмитриев, Юрий Арсеньевич.
Русский цирк [Текст] / Дмитриев Юрий Арсеньевич ; художник Б. Шварц. - Москва : Искусство, 1953. - 234 с., [28] л. ил. : ил
В настоящем издании большая часть информации посвящена именно клоунаде. Центральное место в книге занимают очерки о выдающихся мастерах: А. и В. Дуровых, В Лазаренко и их последователях. Именно в области клоунады русский цирк раскрыл лучшие качества своего искусства.
Оба издания рассказывают о клоуне-дрессировщике Анатолии Дурове (1864-1916). Он всегда выступал с животными. При помощи животных Дуров ставил басни, сцены и даже целые пьесы. Он первый из клоунов решил выступить без грима, в богатом костюме. Дуров впервые стал выступать под своим именем, а не псевдонимом. И впервые имя клоуна стали указывать на афише. Он безбоязненно критиковал чиновников, полицейских и прочих власть имущих, весело выступал против взяточничества и бюрократизма, за что не раз подвергался репрессиям со стороны полиции и высылался из ряда городов без права въезда в них. Он говорил о себе с гордостью, что он «король шутов, но не шут королей».
«Прибыв в город, Дуров ездил по центральным улицам на свинье, а когда его забирали в полицию, заявлял, что лошади у него нет, а по законам Российской империи езда на свиньях не запрещена, тем более. что он соблюдал все правила уличного движения. Горожане покатывались со смеху и были ужасно довольны, что Дуров так ловко оставлял полицию в дураках».
Великий русский клоун Анатолий Леонидович Дуров
После снятия ограничительных мер, Вы сможете познакомиться с книгами в секторе редких фондов и истории библиотек центральной библиотеки им. В.Н. Татищева.