10 февраля 2024

105 лет со дня рождения Александра Моисеевича Володин

Александр Володин родился 10 февраля 1919 года в Минске. До пяти лет он воспитывался в Москве, в семье дяди. Театром будущий драматург увлекся в детстве, однако после школы поступил в Московский авиационный институт. Оставив институт через полгода, окончил учительские курсы и год преподавал русский язык и литературу в деревенской школе. В годы Великой Отечественной войны Володин служил связистом и сапером, дважды был ранен, награжден орденом и медалями. После демобилизации он поступил на сценарный факультет ВГИКа, после окончания которого в 1949 году переехал в Ленинград. Там Володин работал редактором, а позже сценаристом на киностудии «Леннаучфильм». В это же время он начал литературную деятельность. Настоящая фамилия Александра Володина – Лифшиц. Литературный псевдоним появился, когда в альманахе «Молодой Ленинград» приняли один из его первых рассказов. Воодушевленный новостью, он пришел в издательство со своим шестилетним сыном Володей. Редактор намекнула на неподходящую фамилию – в разгаре была «борьба с космополитизмом». Писателю предложили стать Володиным – в честь сына, и он согласился. Первый сборник рассказов Александр Володин выпустил в 1954 году. Как драматург он дебютировал в 1955 году с пьесой «Фабричная девчонка», основной проблематикой которой было противостояние личности и коллектива. Она вызвала острую дискуссию на страницах журнала «Театр». Однако сам спектакль с успехом шел во многих театрах Москвы, Ленинграда, собирая зрителей со всего СССР. Вторая пьеса Володина – «Пять вечеров» – была впервые поставлена в Большом драматическом театре имени Горького и тоже шла с ошеломительным успехом. Однако нашлись критики, которые обвиняли автора в искажении действительности, пессимизме и мелкотемье. Следующие его пьесы («Моя старшая сестра», «Назначение») тоже находили как горячих сторонников, так и принципиальных противников. В середине 60-х годов Товстоногов, посвятивший защите Володина немало страниц в своей книге «О профессии режиссёра», был вынужден констатировать: «Вместо того, чтобы способствовать совершенствованию Володина как драматурга, мы сделали всё, чтобы он просто ушёл из театра». Не выдержав нападок критиков, Володин ушел из театра в кинематограф, где дебютировал в 1962 году со сценарием короткометражного фильма «Прошлым летом». Фильм, снятый Александром Миттой по его второму сценарию («Звонят, откройте дверь»), получил приз «Золотой лев святого Марка» на международном кинофестивале детских фильмов в Венеции в 1966 году. Экранизации более ранних пьес драматурга («Пять вечеров», «Моя старшая сестра») также оказались успешными. В начале 1970-х годов Александр Володин вернулся в театр, написав пьесы «С любимыми не расставайтесь» и «Дульсинея Тобосская» (позднее по ней был написан мюзикл, который в 1980 году экранизировала Светлана Дружинина). Одновременно он продолжал работать в кино (написал сценарии для фильмов «Дочки-матери», «Осенний марафон» и других). Пожалуй, самый известный (и ленинградский) фильм по сценарию Володина – «Осенний марафон» Георгия Данелии. Володин называл картину «дневником» и признавался, что в ней много автобиографичных пересечений, а Бузыкин – это он. «Многое в моих пьесах идет от личного опыта, по ним странствуют мои чувства. Как и мой герой, я не мог сказать жене, что люблю другую. Что от другой женщины у меня родился сын». Часть его киносценариев и пьес была опубликована в виде литературных произведений. Помимо этого Володин писал стихи и прозу, был членом редколлегий различных журналов. Помимо наград Великой Отечественной войны Володин был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, а также являлся лауреатом многих государственных, литературных и кинематографических премий. Умер Александр Моисеевич Володин 17 декабря 2001 года в Санкт-Петербурге. Володин был драматургом поколения «шестидесятников» и в своих пьесах противостоял тенденциям драматургии сталинской эпохи, в которой положительный герой всегда отстаивал коллективные интересы, вступать же в конфликт с коллективом мог только отрицательный персонаж. В своих пьесах, сюжеты для которых он брал из повседневной жизни, Володин, начиная с «Фабричной девчонки», всегда был на стороне человека, идущего против течения, восстающего против общепринятого, противопоставляя свои личные интересы общественным, обнажая таким образом социальные, нравственные и психологические конфликты современного ему общества На стене дома на Большой Пушкарской, 44, в котором жил Володин, установлена мемориальная доска, а памятник драматургу есть пока только в Москве – у входа в «Табакерку» (Московский театр Олега Табакова) он изображен вместе с Виктором Розовым и Александром Вампиловым. Ежегодно в Петербурге проходил фестиваль «Пять вечеров», посвященный памяти писателя и драматурга

      


Возврат к списку