21.09.2020

Подготовила: Крутова Нина Владимировна — сектор редких фондов

Книжная коллекция старообрядческих изданий Татищевки

К 400-летию священника и
протопопа Аввакума

Историческая справка. Протопоп Аввакум (1620-1682) — священник Русской церкви, писатель, автор книги «Житие протопопа Аввакума». Наиболее видный деятель старообрядчества в период его возникновения.

В середине XVII века — протопоп города Юрьева-Повольского, участник Кружка ревнителей благочестия, друг и соратник будущего патриарха Московского Никона; впоследствии ─ противник церковной реформы, начатой патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем. За свою религиозную деятельность был сослан, заточён в тюрьму и казнён.

В старообрядчестве на протяжении всей его истории являлся авторитетной и знаковой фигурой и почитается как священномученик и исповедник.


Долгое время сочинения Аввакума были известны только старообрядцам. В XIX—XX веках творческое наследие Аввакума было опубликовано для широкого круга читателей и стало считаться одним из наиболее ярких памятников русской средневековой литературы.



Старообря́дчество — религиозное течение в русской православной церкви, возникшее в XVIIвеке. Приверженцы старообрядчества отвергали церковную реформу, предпринятую патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и Церковью Константинопольской. Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской церкви. Старообрядцы в Российской империи официально именовались «раскольниками» и преследовались церковными и светскими властями.

Д.Е.Жуков «Спор о вере», 1867

Суть реформ Патриарха Никона, против которых выступали старообрядцы:

Так называемая «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного писания и богослужебных книг. В исторические богослужебные тексты было внесено также множество исправлений, например, в слово «Ісус» была добавлена ещё одна буква, и оно стало писаться «Іисус».

1.   Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным.

2.   Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).

3.   Возглас «аллилуйя» во время пения в честь Св. Троицы стали произносить не дважды, а трижды.

4.   Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.

* * *

Петрова Валентина Семеновна

В секторе редких фондов и истории библиотек центральной библиотеки им. В.Н. Татищева хранятся четыре старообрядческих издания типографии единоверцев при Свято-Троицкой-Введенской церкви в Москве. Книги были переданы в дар центральной библиотеке им. В.Н. Татищева жительницей г. Тольятти Петровой Валентиной Семеновной в 2015 году. Ранее книги принадлежали Человой Марии Михайловне, уроженке г. Свердловска.

Единоверцы — старообрядцы, перешедшие в 1800 году под юрисдикцию РПЦ, но сохранившие всю дореформенную обрядность, в том числе относительно книг и традиций.


Псалтырь [Текст]: старообрядческое старопечатное издание на церковнославянском языке. - Москва: Типография единоверцев при Свято-Троицкой Введенской церкви, 1864. - [1100] с.: шрифт в 2 краски, грав. с изобр. царя Давида.

Переплет: доски в коже коричневого цвета с тиснением, на крышках переплета тиснение: прямоугольная рамка с ромбом в центре; на корешке три бинта, сохранились две металлические застежки. Печать в две краски: черно-красная. Орнамент: заставки, концовки, инициалы. 

Справка. Основой настоящего издания Псалтыри стало одно из изданий Московского печатного двора второй половины 1640-е гг., вышедшее при царе Алексее Михайловиче и патриархе Иосифе.

Старообрядческое издание Псалтыри – одной из важнейших духовных и учебных книг православия. Псалмы царя Давида – энциклопедия человеческой души, по ней учились молитвенному общению с богом, осваивали тонкости художественного языка. На протяжении нескольких столетий у старообрядцев было принято благословлять каждого из своих детей экземпляром старопечатной Псалтыри, в некоторых регионах с наиболее строгими традициями это правило сохранилось вплоть до конца ХХ века. 


[Канонник старообрядческий] [Текст]: [на церковнославянском языке, полуустав]. - [Москва:Типография единоверцев при Свято-Троицкой Введенской церкви, 1908. - 113 с.].

Переплет: доски в коже со слепым тиснением, с двумя металлическими застежками. Одна из застежек частично утрачена. На переплетных крышках тиснение с использованием растительного орнамента: ромбовидный фигурный средник, заключенный в прямоугольную рамку. Над средником и в картушах тиснение вязью: [Книга глаголема].

Печать в две краски: черно-красная. Орнамент: заставки, концовки, инициалы.

[Канонник старообрядческий] [Текст] : [на церковнославянском языке, полуустав]. - [Москва :Христианская типография при Преображенском богадельном доме, 1912. - 96 с.]

Малый канонник [Текст] . - [Б. м. : б. и., 19--?. - 178] с.

Канонник – молитвенник с текстами канонов за больного, умершего, ангелу-хранителю. В канонниках традиционно печатались самые необходимые каждому верующему молитвы.



Полезные ссылки:

В.И.Суриков, «Боярыня Морозова», 1884–1887 гг.



      


Возврат к списку