24 Июля 2019

Подготовила: Крутова Нина Владимировна — сектор редких фондов

Далекий и близкий Репин

«Рисовать было для Репина все равно, что дышать…
рисование с натуры было таким же естественным проявлением его организма, как, скажем, еда или сон…»

К.И. Чуковский

И.Е. Репин

При упоминании имени И.Е. Репина (1844–1930) ассоциативная память выдает привычные «картинки» его знаменитых и общеизвестных работ: «Бурлаки на Волге», «Воскрешение дочери Иаира», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный и сын его Иван», «Проводы новобранца» и др. Но, к сожалению, о Репине – писателе мы говорим мало. И это несправедливо. Настоящей виртуальной выставкой попробуем восполнить этот пробел.

В течение двадцати семи лет (1888-1915) Репин писал свою автобиографическую книгу «Далекое близкое». Впервые она вышла в 1937 году, спустя семь лет после ухода великого художника. С тех пор книга переиздавалась многократно.В секторе редких фондов и истории библиотек центральной библиотеки им. В.Н. Татищева хранится четвертое издание книги 1953 года под редакцией и со вступительной статьей К.И. Чуковского.

Рассказывает К.И. Чуковский …


К.И. Чуковский Ранние из статей были изданы в Петербурге отдельным томиком в 1901 году под названием «Воспоминания, статьи и письма из-за границы Репина». В 1913 году накануне 75-летия Репина издательство А.Ф. Маркса приступило к новому изданию репинской книги в расширенном виде. Однако выпуск книги не состоялся, т.к. по мнению редактора, в ней не хватало существенных автобиографических глав. И Репин принялся за работу, которая периодически прерывалась по различным обстоятельствам: смерть жены, Первая империалистическая война и др. Заглавие книги в процессе работы несколько раз менялось: «Из воспоминаний художника», «Из воспоминаний», «Мои восторги», «Автобиография», «Близкое далекое». И только к концу верстки оно превратилось в «Далекое близкое».

События 1917 года помешали выходу книги. В издательстве К.И. Чуковскому был выдан последний макет с окончательно исправленным текстом, утвержденным собственноручной подписью Репина. В 1922 году в издательстве «Солнце» в виде отдельного выпуска печатается единственный отрывок из книги – статья «Бурлаки на Волге» в количестве 2 000 экземпляров. Получив авторские экземпляры, Репин писал: «Какой небывалый в моей жизни праздник делаете Вы мне! Какое торжество! Какая радость старичку… Благодарю, благодарю бесконечно!»

И.Е. Репин. Автопортрет. 1863 г.

В1924 году в ленинградском Госиздате, с которым была договоренность о печатании книги, во время наводнения макет книги был утерян. Началась кропотливая работа Чуковского по реставрации утраченного текста. К счастью, в 1941 году была найдена последняя корректура текста, выполненная Репиным в 1916 году. Этот текст и воспроизводится в нашем издании «Далекого близкого» 1953 года. 

Каждый, прочитавший это произведение, бесспорно согласится с тем, что величайший из мастеров русской живописи был и выдающимся писателем, мастером жанра беллетристики. Хотя встречена книга была неоднозначно: «Каждая «проба пера» г. Репина возбуждает досадное чувство: и зачем он только пишет? «Перо мое – враг мой», - давно уже должен был себе сказать Репин». И таких отзывов было немало. К счастью, поддержка близких друзей и их просьба – написать воспоминания, сделали свое благое дело. И мы сегодня имеем великолепный образец мемуарной литературы.

Книга писалась в разное время, порой с большими перерывами, «обрастая» все новыми главами и фактами. Отличительной особенностью этого автобиографического произведения является тот факт, что на его страницах помимо автобиографический сведений, масса ценной и очень важной для нас информации о людях, которых близко знал художник.

Из биографии…

И.Е. Репин. Автопортрет. 1863 г.

Лишь первые три главы книги посвящены непосредственно автобиографии будущего художника. Репин родом из Харьковской губернии, города Чугуева. В 1861 году он начинает самостоятельно работать как живописец, что позволило ему собрать деньги для поездки в Петербург. Здесь юный художник поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Первый рисунок – лист лопуха – получает наиболее высокую оценку – первый номер. В рисовальной школе произошла встреча Репина с И.Н. Крамским. В 1864 году молодой Репин зачисляется вольнослушателем в Академию художеств, где был сразу замечен как талантливый и перспективный художник. К концу пребывания в Академии это уже не ученик, а мастер.

Учителя, друзья, соратники…

Одна из самых замечательных статей в книге – воспоминания Репина о знаменитом художнике Крамском. Познакомившись с ним в первый же год своего пребывания в Санкт-Петербурге, Репин до конца жизни считал его своим учителем. Глава, посвященная Крамскому, так и называется «Памяти учителя»: «Меткостью своих суждений он меня всегда поражал. Особенно удивляло меня, как это, не сравнивая с оригиналом, он верно указывал мне малейшие пропуски и недостатки».

А.М. Горький, В.В. Стасов, И.Е. Репин на прогулке в усадьбе «Пенаты». Начало ХХ века

Одна из глав посвящена В.В Стасову, который по достоинству оценил писательский труд Репина: «Это чудо, что такое. Вот как надо писать…И какое счастье за всех. Для кого навсегда останутся эти ваши «Записки»…». Репин пишет: «…главным глашатаем картины («Бурлаки») был… Владимир Васильевич Стасов. И с него-то началась моя слава по всей Руси великой».

На страницах книги Репин искренне восхищается талантом целой плеяды   русских деятелей литературы и искусства: Ф. Васильевым, В. Серовым, В.Гаршиным, Н. Ге, Л.Толстым. Рассуждая о героизме русского человека, как о национальной черте, присущей действующим лицам книги, Репин пишет: «…В душе русского человека есть черта особого скрытого героизма … она руководила Бородинским сражением, она пошла за Мининым, она же наполняла сердце престарелого Кутузова. Она сливается всецело со своей идеей, «не страшится умереть».

Непревзойденный литературный пейзажист…

И.Е. Репин─ великолепный пейзажист. Неудивительно, что и на страницах художественного произведения он уделяет природе и описанию ее красот немало места: «Этот царственно поставленный над всем востоком России город совсем закружил наши головы. Как упоительны его необозримые дали! Мы захлебывались от восхищения ими…».

Краеведческая составляющая…

Бурлаки на Волге. 1873 год

Визитной карточкой И.Е. Репина, безусловно, считается картина «Бурлаки на Волге». В 1868 году после встречи с «вьючной ватагой» бурлаков на Неве у Репина зародился замысел будущей работы, а в 1873 году картина была уже закончена.

«…И Канин, с тряпицей на голове, с заплатками, шитыми его собственными руками и протертыми снова, был человек, внушающий большое уважение к себе…»

Рассказ о работе над этой картиной занимает на выставке особое  место. Дело в том, что летом 1870 года  И.Е. Репин побывал в наших краях. Две недели художник с товарищами прожил в г. Ставрополе (ныне г. Тольятти) (Дом Репина в Тольятти), а затем вся компания отправилась в село Ширяево Самарской губернии с целью увидеть настоящих волжских бурлаков. Об этом периоде автор подробно рассказывает в главе «Бурлаки на Волге (1868 – 1870)». 

В 1870 году три молодых художника — Илья Репин, Фёдор Васильев и Евгений Макаров — и брат Репина, музыкант Василий, провели в Ширяево несколько месяцев, о чём художник написал в книге «Далекое близкое»: «Что всего поразительней на Волге — это пространства. Никакие наши альбомы не вмещали непривычного кругозора … Мы … не могли наглядеться на противоположный лесистый берег. Зеленый, темный, красивыми возвышенностями уходил он в небо. И дивно-дивно колебался в темно-зеленой воде широкими сочными мазками. Какая роскошь, безграничность! И веселье какое-то не покидает вас на Волге. Ширь, простор…».
Прочитать главу «Бурлаки на Волге».

Непосредственно в Ширяево Репин сделал десятки набросков к картине «Бурлаки на Волге». В своем дневнике он писал: «Первый же мой рисунок с группы детей на берегу окончился скандалом. Дети были довольны, получив по пятачку за своё смирное сидение, но сбежавшиеся матери пришли в ужас; они поколотили детей и заставили их бросить деньги, и только отпетые бурлаки соглашались позировать за полкварты». 

Дом-музей И.Е. Репина. с. Ширяево Экспозиция Дома-музея И.Е. Репина в с. Ширяево
Сегодня в селе Ширяево открыт историко-музейный комплекс, включающий в себя в том числе Дом-музей И.Е. Репина.

В 2019 году исполняется 175 лет со дня рождения И.Е. Репина и 82 года со времени первого издания книги «Далекое близкое». Автобиографическое произведение художника в четвертом издании сегодня уже редкость. И тем приятнее для нас иметь его в книжном фонде Татищевки, благодаря чему все желающие могут «вживую» прикоснуться к литературному творчеству великого художника.

PS…

Интересные факты из жизни Репина…


  • Художник не позволял себе никаких лишних трат. Экономил на общественном транспорте, выбирая дешевые маршруты; на здоровье дочери, предложив запомнить приемы массажистки и делать процедуры самостоятельно.

  • Илья Ефимович любил спать в холодном помещении в любое время года. Да так, что на утро у него замерзали усы. И приучал к этому всю семью, в том числе малолетних детей.

  • Жена Репина – Вера Алексеевна была вегетарианкой, в связи с чем вся семья питалась исключительно растительной пищей.

  • В 1910 году в «Новом театре» в Петербурге художник выступил в роли актера. Он исполнил роль дворника в комедии Нордман-Северовой (вторая жена И. Е. Репина) «Ласточка права». Публика устроила И.Е.Репину овацию.

  • Из-за постоянных переутомлений у художника отказала правая рука. По одной из версий это произошло после того, как он написал картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». А позже художник придумал оригинальный способ — подвесную палитру. Изобретение крепилось на поясе при помощи ремней, тем самым освобождая руки для работы.

Полезные ссылки:

Прочитать книгу можно здесь.

Страницы истории. Репин в Ширяево.

И.Е. Репин писатель:
http://www.chukfamily.ru/kornei/prosa/articles/repin-pisatel.

Слушать аудиокнигу «Далекое близкое».



      


Возврат к списку