О городе Тольятти нередко говорят, что он «трижды рожденный». И это действительно так. Ставрополь основан в 1737 году сподвижником Петра I — Василием Никитичем Татищевым как город-крепость для защиты русских земель от набегов кочевников и для поселения крещеных калмыков. 20 июня 1737 года императрица Анна Иоанновна жаловала грамоту крещеной калмыцкой княгине Анне Тайшиной об основании города. Именно с этой даты ведется отсчет истории Ставрополя-на-Волге.

В.Н.Татищев – основатель города

Имя Василия Никитича Татищева тесно связано с нашим краем, с основанием города Ставрополь-на-Волге. Он сам выбирал место у слияния Волги и Куньей Воложки напротив Жигулей, ревностно следил за работой геодезистов, правил строительные чертежи, контролировал плотников, выбирал имя будущему городу. За два года вырос городок-крепость, не уступавший тогдашней Самаре. Память о великом ученом, основателе нашего города, уже увековечена: его имя носят университет, Центральная библиотека, бульвар в Автограде, строительная компания, а на берегу Волги красуется грандиозный памятник. В городе проводится конкурс на соискание муниципальной премии имени Татищева в области образования (фонд «Развитие через образование»).

Василий Никитич Татищев - один из плеяды выдающихся русских государственных, общественных и научных деятелей XVIII века, прославил свое имя во многих областях науки. В. Н. Татищев вошел в историю не только как крупный административный деятель первой половины XVIII в. (здесь он проявил незаурядные способности в организации горнозаводской промышленности на Урале), но и как большой русский ученый широкого профиля, сделавший особенно значительный вклад в развитие истории и географии России. «История Российская» В. Н. Татищева, не потерявшая своего значения до наших дней, является первым научным трудом в области русской истории. Немалое значение имеют и другие работы Татищева по истории и географии России, например «Лексикон российский исторический, географический и политический». К сожалению, все они, так же как и «История Российская», не увидели света при жизни автора. Этому в какой-то степени содействовали его взгляды на жизнь - взгляды человека прогрессивного мировоззрения (хотя и убежденного сторонника абсолютизма), рационалиста, равнодушного к вопросам религии.

«Математик, естествоиспытатель, горный инженер, географ, этнограф, историк и археолог, лингвист, ученый, юрист, политик и публицист, и вместе с тем просвещенный практический деятель и талантливый администратор» - так характеризовал Татищева один из специалистов по истории XVIII века. В. Н. Татищев был одним из самых последовательных сторонников петровских традиций и в то же время государственным деятелем, чутко прислушивающимся к переменам в жизни. Однако, его личность нельзя оценивать однозначно, она во многом противоречива. Он был представителем нового дворянства и отражал многие противоречия той переломной эпохи. О значении работы по дальнейшему изучению жизни и деятельности Татищева, его читательских интересов и книжных собраний академик Д. Лихачев написал следующее: "Сейчас мы, например, по крохам восстанавливаем библиотеку В. Н. Татищева. Только с ее помощью можно будет более точно объяснить его интересы и убеждения".

Крупный государственный деятель, историк, ученый-энциклопедист В. Н. Татищев родился 29 апреля 1686 г (19 апреля по старому стилю) в Псковском уезде (с. Бередки). Он прошел путь от поручика до генерала, от горного советника и управляющего казенными заводами на Урале до астраханского губернатора. Татищев принимал участие в Северной войне 1700-1721 гг., выполнял различные поручения царя Петра I. В 1723 г основал Екатеринбург, там же открыл школы и сформировал общественную учебную библиотеку. Составил первый русский энциклопедический словарь.

Последние годы жизни историк провел в с. Болдино (ныне Солнечногорский район Московской области), занимался завершением фундаментального труда, написанного на основе многочисленных русских и иностранных источников, - «Истории Российской с самых древнейших времен». Татищев умер в Болдино 15 июля 1750 г. и похоронен на Рождественском погосте, в двух километрах от своего имения.

Основные даты жизни и деятельности В.Н.Татищева

1686, 29 (19) апреля – Рождение В. Н. Татищева

1693 – Василий Никитич взят стольником ко двору Прасковьи Федоровны.

1704 – Окончание Инженерной и Артиллерийской школы в Москве. Начало службы В. Н. Татищева в армии.

1706 – В. Н. Татищев поручик полка А. И. Иванова (позднее Азовского полка).

1709 – Участие В. Н. Татищева в Полтавской битве. Ранение его.

1710 – Поход во главе отряда от Пинска до Киева и Коростеня.

1711 – Участие в Прутском походе.

1712 – Пребывание вместе с полком в Польше.

1713-1714 – Заграничная поездка (Пруссия, Саксония и др.).

1714 – Женитьба на Авдотье Васильевне Андреевской.

1715 – Рождение дочери Евпраксии.

1715-1716 – Вторая поездка в Германию.

1716 – Перевод в артиллерию, где занимался инспекцией артиллерийских частей русской армии. Составил «Практическую планометрию» для межевщиков.

1717 – Поездка в Гданьск.

1717 – Рождение сына Евграфа.

1718 – Произведен в капитан-поручики и командирован в составе российской делегации на Аландский

конгресс.

1719 – Работа по созданию географического описания России, первого учебника по географии.

1720-1722 – Руководство уральскими заводами. Основание первых горных школ на казенных заводах для подготовки специалистов.

1723 – Один из основателей Екатеринбурга. Создал главный орган управления горнозаводской промышленностью – Сибирское высшее горное начальство, впоследствии Сибирский обер-бергамт. Тяжба с Демидовыми.

1724 – Пребывание при дворе Петра I. Произведен в советники Берг-коллегии

1725-1726 – Поездка в Швецию, где изучал экономику и финансы.

1727-1733 – Служба в Московской монетной конторе. Представил императрице Екатерине I проект нового Сибирского тракта.

1727 – Опубликована ученая записка о нахождении в Сибири костей мамонта – единственный из трудов Татищева, выпущенный в свет при его жизни.

1730 – Произведен в действительные тайные советники, поставлен главным судьей (председателем) монетной конторы в Москве.

1733 – Разработал план школьного дела в России.

1734-1737 – Управление уральским краем. Ввел в науку понятие «Уральские горы». Открыл гору Благодать на Урале.

1735 – дал естественно-историческое обоснование современной границе между Европой и Азией по Уральским горам и Кума-Манычской впадине.

1736 – По решению комиссии Башкирских дел руководил работами по закладке крепостных сооружений по линии «Оренбургской дороги», в том числе Челябинской. Чебаркульской, Еткульской, Миасской.

1737-1739 – Руководство Оренбургской экспедиции (комиссии).

1737 – Основание крепости Ставрополь. В Самаре открыл библиотеку, построил школы, госпиталь, аптеки с лабораториями.

1738 – Составление карт Самарской излучины Волги, Яика, обзора природных богатств Сибири: «Общее географическое описание Сибири».

1739-1741 – Руководство Калмыцкой комиссией.

1741-1745 – Исполнение обязанностей губернатора Астраханского края.

1746-1750 – Болдинская ссылка, где продолжал заниматься научной работой.

1750, 15 июля – Кончина В. Н. Татищева. 

Город «трижды рожденный»

О городе Тольятти говорят, что он «трижды рожденный». И это действительно так.
Первое рождение – в 1737 году сподвижником Петра I Василием Никитичем Татищевым была построена деревянная крепость Ставрополь для княгини Анны Тайшиной.Он долгие годы практически не развивался. Он был тихим провинциальным городком районного значения. Круто изменил судьбу города 1950 год.

Второе рождение – спустя два с лишним века, в 1950 году было начато строительство Волжской ГЭС им. В. И. Ленина.В апреле 1951 года Указом Президиума ВС РСФСР город Ставрополь Ставропольского района был преобразован в город областного подчинения. В 1953-1956 гг. город «переехал» на новое место в связи с заполнением ложа Куйбышевского водохранилища. Сооружение в Жигулях Волжской ГЭС привело к рождению нового города - индустриального Ставрополя, который становится крупным центром химической промышленности, машиностроения, стройиндустрии.

28 августа 1964 года город Ставрополь был переименован в город Тольятти в память о деятеле итальянского и международного движения Пальмиро Тольятти.

Третье рождение город получает 20 июля 1966 года, когда было подписано Постановление "О строительстве завода по производству легковых автомобилей". Отличительной особенностью строительства ВАЗа (1967-1973) стало его комплексное сооружение, когда наряду с созданием новых производственных мощностей решалась задача по строительству новой части города Тольятти, промышленно-коммунальнои зоны, производственных баз. Строительство Автозаводского района было отмечено Государственной премией СССР, поскольку он саккумулировал в себе наиболее прогрессивные направления градостроительства своего времени.
В настоящее время город протянулся более чем на 20 км вдоль берега Волги, и Куйбышевского водохранилища, причем все промышленные предприятия отдалены от жилых кварталов. Город делится на три административных района: Автозаводский, Центральный и Комсомольский.

Сбылись слова Г.Кржижановского: «Одно знаю, что здесь будет один из величайших мировых центров труда и культуры, счастья, радости и славы! Из различных уголков мира сюда будут все более и более съезжаться бесчисленные паломники, пионеры труда и культуры, учиться по нашим достижениям...».

В 1998 году на берегу Волги был установлен величественный памятник основателю города В. Н. Татищеву (автор-скульптор А .И. Рукавишников). Этот памятник становится своеобразной визитной карточкой города.  

Первое рождение города

20 июня 1737 года императрица Анна Иоанновна подписала грамоту, где Анне Тайшиной поручалось «для пребывания с зайсаганами» выше Самары и близ Волги-реки построить крепость... и на означенное место собрать всех крещенных калмыков, которые около этой крепости имеют по обыкновению кочевать... (Центральный гос.архив древних актов СССР, ф. 248, кн. 140, с.493-495.).

В этом же году из Екатеринбурга в Самару переезжает В. Н. Татищев. Тогда же ему был пожалован чин тайного советника. Предшественнику Татищева по управлению Оренбургским краем И. И. Кириллову Коллегия иностранных дел для защиты России от набегов башкир предписала выбрать для основания крепости «пристойное и крепкое место», построить там княжеский двор и несколько домов для представителей калмыцкой знати. Но реально это сделал В. Н. Татищев, решив, что строить город с крепостью удобнее и лучше всего на луговой стороне Волги против Жигулевских гор.

В.Н.Татищев, обладавший большими знаниями (некоторые современники считали его одним из образованнейших людей своего времени), предложил назвать его Епифанией, что в переводе с греческого означает «просвещение». Но Змеев и присутствующий при этом разговоре генерал Соймонов предложили другое название: дескать, поскольку город должен быть построен для упрочения и распространения христианства, то его предпочтительнее назвать Ставрополем. Это название в переводе с греческого означает «город святого креста». На том и порешили.

Так, в 1737 году был основан город-крепость Ставрополь-на-Волге - город Святого Креста, ныне Тольятти. Татищев не только выбрал место для строительства города, но следил за его постройкой. Здесь по его приказу уже на следующий год была открыта первая школа для детей и небольшая больница.

На постройку города и крепости царское правительство выделило 10 090 рублей 74 копейки. В середине октября 1738 года Василий Никитич приехал проверить, как идет застройка города, и с удовлетворением увидел, что в Ставрополе не только все «изрядно» согласно чертежам, но и еще красивее, чем в проекте.

Ставрополь был внутренней крепостью и городом Оренбургской губернии. Он имел форму неправильного шестиугольника, в длину 313 сажен, в ширину - 198, а в окружности - 378 сажен. Для охраны города от набегов в нем поставили четыре батареи и устроили два редута. Ворот сделали трое: Оренбургские, Симбирские и Водяные (последние названы так по месту их расположения). Переселенцы раскинули свои кибитки в лесу, в нескольких верстах от центра.

Разрешая Татищеву и полковнику Змееву строить Ставрополь, русское правительство предписывало возвести возле крепости 20 торговых лавок с жильем, чтобы «российским купцам и охочим людям дать позволение в оных покоях жить и торговать бесплатно». Купцам, пожелавшим жить в Ставрополе, оказывались большие привилегии - как в большом городе Оренбурге. Уже в 1740 году прибывшие купцы организовали целую улицу, которая получила название Купеческой, правда, иногда ее называли Миллионной. Это потому, что один из купцов, живший1 на этой улице, якобы имел большой капитал. В 1744 году в городе проживало 127 купцов и 173 ремесленника.

Расположен был в Ставрополе и воинский гарнизон из донских казаков. Их служба в основном заключалась в несении «градских караулов, конвое, содержании почты, посылок в калмыцкие улусы для смотрения за калмыцкими командами». Местные казаки не получали жалованья и назывались безжалованными. А чтобы они могли жить, им выделялась земля и сенокосные угодья, за что они обязаны были выставлять из своей среды на постоянную службу не более одной четверти своего состава. В организационном отношении они были разделены на три отряда, каждый из которых имел своего атамана, хорунжего и писаря. В 1739 году был опубликован указ об именовании города и крепости Ставрополем.

Калмыки должны были ежегодно являться на военную службу в Оренбург под командой своих командиров из знати и иметь при себе полностью вооружение и снаряжение, вплоть до запасного коня. В 1744 г. под командованием подполковника в штате гарнизона состояло 9 офицеров, 23 унтер-офицера и 370 рядовых.
В 1750 г. Ставрополь имел следующий вид: он состоял из крепости, очерченной забором с тремя воротами и двумя слободами вне крепости, в одной жили купцы, в другой – солдаты. Домов, как в крепости, так и за ее пределами, было около 500, а также четыре церкви, русско-калмыцкая школа (в ней учились более 50 детей), мавок и амбаров насчитывалось 31. Купцов и мещан было 30 человек, ремесленников – 250, гарнизон пехотного полка, две роты казаков. Было три главных улицы: Соборная, Миллионная и Посадская По переписи 1754 года, население Ставрополя-на-Волге составляло 5695 человек. В 1762 году в городе уже было 500 домов, 1 школа, калмыцкий суд, больница, три церкви. Позже появились лесопильный завод, типография, ремесленный заведения.
В 1772 году в ставропольскую местность было переселено еще около трех тысяч калмыков, но это было последнее крупное переселение. Недовольство калмыков тяжелыми условиями, трудность оседлой жизни, произвол властей отчетливо проявилось в период восстания Емельяна Ивановича Пугачева.

Были определены с согласия правительства места для калмыцких поселений: село Ягодное - в 25 верстах от Ставрополя, Тенево или Раковка - в 50 верстах, Сускан - в 35, Чекалино - 60, Курумоч - в 63, Гвардейская слобода - в 70, Красное - в 70, Верхнее Якушкино - 85, Кошки - 95 верстах от Ставрополя.

Но политика царского правительства в отношении перевода калмыков на оседлый образ жизни не удалась, слишком глубоки были традиции и привычки кочевников. Некий Н. Нефедьев, посетивший Ставрополь в 1817 году, свидетельствует, что «калмыки эти почти ничем не отличаются от калмык, обитающих в Астраханской губернии. Они также ведут жизнь кочевую и занимаются скотоводством, а о хлебопашестве, кажется, никогда не думали и не думают, отдавая пожалованные им для этого земли, равно как и луга, лес, воды из оброка русским крестьянам ближайших селений, что доставляет им возможности быть счастливыми арендаторами».
22 декабря 1780 года Екатериной II был утвержден герб Ставрополя: в верхней части щита герб губернского города – на голубом фоне дикая белая коза, сам щит увенчан золотой императорской короной; в нижней части герба изображена в виде трехгранной пирамиды крепость, в середине которой водружен черный крест на золотом поле, означающий имя этого города.
Ставрополь с образованием Симбирского наместничества в 1781 году стал уездным городом. Здесь, наряду с городскими властями была учреждена уездная администрация. 10 января 1781 г. в Ставрополе был открыт уездный суд, учреждены дворянская опека, уездное казначейство, земский суд, городское управление. Как и в других городах, в Ставрополе были городничий.
В 1842 г. император Николай I издает указ о переселении калмыков в оренбургские степи. Вся земля - около 200 тысяч десятин пашни - после переселения была передана удельному ведомству, и доходы от нее шли на содержание царской фамилии.

Немало пережил этот в общем-то заштатный в России городок. Не раз па страницах российской истории упоминается Ставрополь-на-Волге. Активно участвовали ставропольчане в Крестьянской войне под руководством Е.И.Пугачева. В 1812 году ставропольский полк храбро сражался в составе армии П. И. Багратиона.

Проходило время. Ставрополь, как и другие города России, пережил реформу 1861 года, восстания, голод, и, наконец, настал 1917 год... В апреле 1927 года в Ставрополе-на-Волге был создан Совет крестьянских депутатов, ставший с января 1918 года уездным, во главе с Василием Васильевичем Баныкиным. В марте 1918 года Советская власть была установлена в Ставрополе-на-Волге. Началась гражданская война, белочехи оккупировали Ставрополь-на-Волге и Ставропольский уезд. 15 июня был убит первый председатель руисполкома В.В. Быныкин. 6 октября 1928 года город был освобожден 5-м Курским полком 24-й Железной дивизии Г.Д. Гая и 2-м Симбирским отрядом Волжской военной флотилии. Большой урон населению и хозяйству Ставропольского уезда нанес страшный голод, охвативший Поволжье в 1921 году.
В ставропольском уезде голодало более 20 тысяч человек. Жители 21 волости из 50 полностью вымерли. Помощь всей страны и неплохой урожай 1922 года позволили постепенно ликвидировать голод и его последствия. К 1935 году в Ставрополе-на-Волге было 2 техникума, 2 школы, дом отдыха, дом колхозника, отделение "Заготзерно", "Союзпушнина", курортное управление. Население города в то время составляло 6 тысяч человек. В 1921 году встал вопрос о восстановлении ставропольского хозяйства, и так как в самом городе промышленности не было, в 1924 году было решено преобразовать Ставрополь в село. Но жизнь и в селе била ключом: работал клуб, самодеятельный театр, филиал литературного общества "Слово". В Ставрополе не было промышленности. Оживление внесло открытие нефти в Жигулях. Появились рабочие в засаленных телогрейках.

В годы войны Ставрополь приютил тысячи эвакуированных с оккупированных фашистами территорий. Пароходы с эвакуированными встречал сам председатель Ставропольского горисполкома Бурматов Михаил Александрович (почетный гражданин города). Вместе со ставропольчанами он в своем доме принял семью из 5 человек. В город прибыл ленинградский детский дом, в санатории Лесное разместилась школа военных переводчиков, которую в свое время закончил Владимир Этуш. Вместе со всей страной ставропольчане ждали победы, боролись за нее на фронтах. А тыл делал все возможное, чтобы на фронте были спокойны за быт, за питание и за воспитание будущего поколения.

В годы Великой Отечественной войны Ставрополь-на-Волге находился далеко от линии фронта, но наши земляки прошли по всем военным дорогам. И. Бузыцков в первый день войны защищал мост через реку Прут, получил 7 ранений и стал первым Героем Советского Союза в Куйбышевской области. В августе 1941 года совершил свой подвиг Евгений Никонов. Попав в плен, он проявил столько мужества и стойкости, что взбешенные фашисты сожгли его заживо. После распада СССР останкам героя не нашлось места в таллинском парке Кадриорг. Тольяттинцы собрали деньги и перезахоронили Никонова. И он нашел свой последний приют в родной земле - на кладбище деревни Васильевки. Ставропольцы, удостоенные звания Героя Советского Союза: Е.А. Никонов, А.И. Грачев, Д.Н. Голосов, А.Л. Казачков, К.Н. Викторов, П.В. Лапшов, В.П. Кудашов, С.М. Фадеев, В.Н. Андриянов, В.И. Жилин, Б.Н. Еряшев, А.В. Голоднов.

Подвиг Н. Гастелло повторил Виктор Носов. Штурманом женского авиационного полка под командованием М. Росковой была выпускница ставропольской школы Валентина Ступина. Вся небольшая промышленность Ставрополя-на-Волге работала для фронта. В городе была открыта школа медсестер, 2 детских дома для эвакуированных детей. В 1941 году из Москвы были переведены в Ставрополь-на-Волге Военный факультет госпединститута и курсы военных переводчиков, преобразованный в 1942 году в Военный институт иностранных языков Красной Армии. До конца 40-х годов Ставропольский район был одним из основных аграрных районов Куйбышевской области. В Ставрополе-на-Волге работали небольшие заводы по ремонту сельхозтехники и переработки продукции рыболовецких колхозов, райпромкомбинат с лесопилкой, артель "Заря" с цехами пошива одежды и обуви, выделки кожи и овчины. Население Ставрополя-на-Волге, ставшего в 1946 году городом районного подчинения, составляло около 12 тысяч человек.

Список литературы:
1.О переименовании г. Ставрополя Куйбышевской области: Указ Президиума ВС РСФСР // Волжская коммуна. - 1964. - 29 авг.
2.Город Тольятти: Историко-экономический очерк. - Куйбышев, 1987 (1967,1975).
3.Овсянников В.А. Ставрополь-Тольятти. Страницы истории: Книга для учащихся в двух частях. - Тольятти, 1996, 1999.


Второе рождение города

Новую жизнь город начал со строительством Волжской гидроэлектростанции имени В. И. Ленина.
В августе 1937 г. вышло постановление правительства о возведении Куйбышевской гидроэлектростанции. Однако угроза фашистской агрессии вынудила прервать строительство.

Официальный старт строительству дало Постановление правительства СССР от 21 августа 1950 года «О строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции на реке Волге», которое, в частности, гласило: «Построить на реке Волге в районе г. Куйбышева гидроэлектростанцию мощностью около двух миллионов киловатт, с выработкой электроэнергии около десяти миллиардов киловатт-часов в средний по водности год… Строительство гидроэлектростанции начать в 1950 году и ввести в действие на полную мощность в 1955 году…».

Тогда же была создана специальная строительная организация “Куйбышевгидрострой”. Начальником строительства был назначен Иван Васильевич Комзин. Примерно через неделю он был уже в Ставрополе, где должен был расположиться штаб стройки.

Высокий, под два метра, представительный, в красивой военно-морской форме, с погонами генерал-майора, Комзин появился в здании Ставропольского райкома партии.


Здесь сразу же договорились о принципиальной помощи сельского населения Ставропольского района строительству. Главным в этот период было построить дороги к стройке. Шутка ли, 1300 заводов страны поставляли на строительство материалы и оборудование, в разгар строительства ежедневно сюда поступало свыше двух тысяч вагонов.
Уже осенью 1950 года колхозники приняли участие в строительстве шоссе Ставрополь - Куйбышев.

За короткое время 43 бригады проложили в лесу 15 км трассы. Колхозников привлекали в порядке шефской помощи. Вместе с людьми мобилизовали и 2 тысячи лошадей с повозками. На следующий год по правому берегу Волги протянули железнодорожную ветку до Сызрани, а по левому - до Куйбышева. По ним везли грузы на строительство ГЭС.

Руководство «Куйбышевгидростроя» в напряженное для себя время, еще не раз обращалось к ставропольским колхозникам за “шефской помощью”. Когда готовилось ложе водохранилища, необходимо было вырубать и корчевать деревья, вывозить различный мусор. Для этой цели ставропольским колхозникам установили гужевую повинность. Зато начальника строительства Комзина хвалили “за тесное взаимодействие с местными властями”, “за укрепление союза серпа и молота”.

Неквалифицированную, черновую работу могла выполнять дармовая сила заключенных, которых на строительстве было немало. Уже в 1949 году начали строить в Ставрополе лагерь для заключенных на тысячу человек. Ставропольский райисполком в июне того же года выделил для этих целей участок 50 га в районе городской бойни, а также 27 домов для жилья командного состава. Использование труда заключенных на важнейших стройках было вообще характерной чертой многих десятилетий “социалистического строительства”. На месте небольшой деревушки Кунеевка, находящейся в 10 км к востоку от старого города, заложили рабочий поселок. Уже к осени 1950 года здесь построили первые щитовые дома. И. В. Комзин единолично решил назвать его Комсомольском. Но функции переименования населенных пунктов были прерогативой Президиума Верховного Совета РСФСР. Комзину на это указали, и ему пришлось отменить свой приказ.

В четырех километрах от Комсомольска стали строить Шлюзовой поселок. Вблизи старого города на левом берегу Волги заложили Портовый поселок. Все эти поселки стали частью города Ставрополя. В каждом из этих микрорайонов необходимо было создавать свою инфраструктуру (школы, больницы, клубы и т.д.). В конце концов, очень важно было наладить нормальное транспортное сообщение между ними. Насколько было бы легче, если бы сразу планировалось компактное размещение города!

18 апреля 1951 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял Указ о преобразовании Ставрополя в город областного значения. Это событие в жизни города было непосредственно связано со строительством Куйбышевской ГЭС. Строительство такого огромного масштаба развернулось в нашей стране впервые: около 1300 заводов различных отраслей промышленности страны поставляли сюда свою продукцию. Ежедневно на стройку поступало свыше двух тысяч вагонов материалов и оборудования.

Повышенное внимание всей страны было приковано к стройке у Жигулей, это помогло решить многие грандиозные строительные задачи. К примеру, было возведено здание гидроэлектростанции оригинальной конструкции высотой от подошвы фундамента до кровли 80 м и длиной около 700 м. Земляная намывная плотина длиной около 2 800 м, высотой до 50 м своим правым крылом примыкает к гидростанции, перекрывает русло Волги и часть левобережной поймы, где соединяется с водосливной железобетонной плотиной длиной около километра.

В декабре 1950 г. приступили к сооружению перемячки здания ГЭС. 18 февраля 1951 г. был вынут первый кубометр земли из котлована, а летом 1951 г. началось строительство нижних судоходных шлюзов.

30 июля 1955 г. первый пароход прошел через нижние судоходные шлюзы.

Сооружение гидроузла общим протяжением по водонапорному фронту около 5,5 км привело к повышению уровня воды в Волге и образованию водохранилища площадью свыше 6,5 тыс. квадратных километров. Ширина водохранилища на отдельных участках достигает 48 км, глубина - 50 м.

Старый тихий провинциальный Ставрополь, оказавшись в зоне затопления, ушел под воду, новый начал строиться на холмах левого берега, в нескольких километрах от водохранилища. Грандиозное строительство в Жигулях требовало от руководства стройки неординарного, стратегического мышления по формированию района жилой застройки. Но оно, к сожалению, отсутствовало. Строительные работы велись на площади 25 тысяч гектаров по обеим сторонам Волги.

Рядом со строительными объектами, как правило, возникали и временные рабочие поселки. Делалось все, чтобы приблизить жилье к районам производства основных работ. Всего на обширной территории строительства возникло 11 жилых поселков, находящихся на значительном расстоянии друг от друга. От того временного жилья, от бараков в городе избавились только лишь в середине восьмидесятых годов. Исповедуемый И. В. Комзиным принцип “в первую очередь стройку в кратчайшие сроки” был бесперспективен со стратегической точки зрения.

То, что судьба будущего города мало интересовала И. В. Комзина, особенно проявилось в ходе переноса Ставрополя из зоны затопления. По постановлению правительства эта работа была возложена на управление “Куйбышевгидрострой”. Но, пользуясь своими связями в правительстве, И. В. Комзин добился, чтобы переносом города занимались местные власти. Это был удар ниже пояса.

Май 1953 года - начало переноса города Ставрополя из зоны затопления на новую площадку. Было перенесено свыше 3-х тысяч домов. Для застройки было выбрано место, с трех сторон окаймленное сосновым бором. От старого города осталась только больница, которая располагалась выше других зданий. Десятки миллионов рублей, сотни тысяч кубометров леса и другого строительного материала предоставило государство переселенцам. День и ночь грузовики везли панели, кирпич, бетон. Через два года новый многоэтажный город справлял новоселье. 130 научных институтов работало над инженерным обеспечением строительства. Не случайно некоторые специалисты называли строительство Куйбышевской ГЭС испытательным полигоном, академией строительного опыта.

И вот трест “Горжилкоммунстрой” осуществлял перенос индивидуального сектора, а строительное управление № 3 вело новое коммунальное строительство общественного сектора. Но со своей работой они справлялись плохо, так как не хватало материалов и кадров. В подразделениях Куйбышевгидростроя зарплата была гораздо больше, поэтому на местном строительстве специалисты и квалифицированные рабочие не задерживались.Стремление городских властей и в первую очередь горкома партии “повернуть” Комзина к перспективному развитию города часто наталкивалось на нежелание генерала заниматься городом.Производственное строительство было для него важнее. В декабре 1955 года первый агрегат Куйбышевской ГЭС дал промышленный ток, а в 1956-м заработали еще 11 турбин. Последние 8 агрегатов гидростроители смонтировали в 1957-м, и 14 октября 1957 года станция была введена в эксплуатацию на полную проектную мощность — 2,3 миллиона киловатт.Строительство ГЭС повлекло за собой бурное развитие промышленности города. В 1955-65 гг. в городе было построено 5 крупнейших машиностроительных и химических предприятий.

Список литературы:

1. Астахов Е. Е. Три шага в будущее: Записки писателя о людях и делах Куйбышевгидростроя. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1981. - 127 с. Волжская ГЭС имени В.И. Ленина (1950 - 1958 гг.): Документы и материалы / Сост. А.Д.Фадеев, А.П.Яковлева. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1963. - 408с.: ил. - В надзаг.: Партархив Куйбышевского обкома КПСС; Примеч.: с.395-408.
2. Загидуллин А. Х. Комсомольск - ворота города!: Очерк / Ред. В.М. Нечаев. - Самара: Регион-поставка, Б.г. - 50 с.(36 с.), ил., портр. Из постановления Совета министров СССР о строительстве Куйбышевской ГЭС на р. Волге (21 авг. 1950 г.): Сб. док. и материалов // Самарское Поволжье в ХХ веке. - Самара, 2000. - С.425-426. Комзин И. В. Это и есть счастье / Худож. А.Пауков. - М.: Мол. гвардия, 1959. - 285 с., ил.
3. Комзин И. В. Я верю в мечту / Оформ. худож. Н.Н.Симагина. - М.: Политиздат, 1973. - 368 с.: 12 л.ил., 1 л.портр. - (О жизни и о себе). Фролов Н. Р. В Жигулях на перевале века: Записки ред. многотиражной газеты о строительстве Волжской ГЭС им. В.И.Ленина. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1990. - 351 с., ил.
4. Энергетическое строительство: Сб. посвящен строительству Куйбышев. гидроэлектростанции. Вып.5 / М-во электростанций СССР. Технич. упр.; Отв. ред. В.С. Эристов. - М.: Госэнергоиздат, 1958; Л. - 223 с., ил. - Летопись строительства Куйбышев. ГЭС: с.221-222. Овсянников В. А. Очерк истории культуры города Ставрополь-Тольятти: Вариант рукописи кн. - Б.м.: Б.и., Б.г. - 74 с.
5. Адрес был один: Ставрополь-на-Волге, КГС // Волжская коммуна. - 1995. - 15 сент. - С. 3.
6. Рыбалко Ю. После пуска Волжской ГЭС я не мог отоспаться // Площадь Свободы. - 1998. - 6 авг. - С. 3.
6. Новому городу у плотины Куйбышевской гидростанции присвоить наименование Ставрополь // Информбюро. - 2000. - 9 июля. - С. 4,5. Мельник С. Дислокация - Ставрополь // Площадь Свободы. - 2002. - 20 июля. - С. 13.
7. Теняева Т. Пирамиды на Волге // Площадь Свободы. - 2004. - 14 апр. - С. 7. - Фото.
8. Харченко Е. Была Волжской, стала Жигулевской / Сучков М., фотокор. // Тольяттинское обозрение. - 2004. - 11 июня. - С. 2.

Третье рождение города

А ты знаешь ли, чей это берег?
А ты знаешь ли, что за народ
Здесь в короткие сроки построил
Волжский
Автомобильный
Завод!
Соколов Д., студент ТГУ

Со строительством Волжского автогиганта началась новая страница в истории Тольятти. Именно здесь началась история всей отечественной автомобильной промышленности, поэтому Тольятти по праву называют автомобильной столицей России.

Тольятти. О городе у Жигулей знает сейчас каждый. Здесь сооружается Волжский автомобильный завод - завод-гигант, один из крупнейших во всем Восточном полушарии.
У въезда щит. Надпись "Тольятти строится". Эта короткая фраза лучше всего говорит о сегодняшнем дне бывшего Ставрополя. Строятся автозавод, десятки домов, магазинов, школ. Строят свою жизнь тысячи людей - сегодняшние строители, завтрашние автозаводцы.

Куйбышевгидрострой. Так называется организация, воздвигающая завод и новый город. На счету этого коллектива много замечательных сооружений, от Куйбышевской ГЭС до комплекса завода синтетического каучука и "старого" города Тольятти. (Да, город, родившийся всего несколько лет назад, сегодня уже называют "старый Тольятти" в отличие от нового, растущего у автозавода.)
Здесь работают люди со всех концов Союза, сюда поступает продукция десятков предприятий страны. Это Волжский автомобильный - ударная комсомольская стройка, еще одна славная страница истории комсомола. Юных всегда влечет романтика, размах, небывалость масштабов.

Не случайно на строительной площадке в Тольятти можно встретить рядом с новичками молодых "ветеранов". Они создавали сибирские гидростанции, дороги и рудники крайнего севера и востока страны.
Их чувства хорошо выразил в стихах плотник Виктор Бугаев:

Жил в тайге я, в палатке,
Далеко побывал.
Но такой стройплощадки
Никогда не видал...
...До чего ж это кстати,
Что попал я сюда -
В юный город Тольятти,
В добрый город труда!

Неудивительно, что каждый четвертый здесь - комсомолец, а средний возраст жителя г. Тольятти - 26 лет.
Территория стройки - пятьсот шестьдесят гектаров - настоящее поле боя. Глубокие траншеи, горы поднятой земли, металл и бетон конструкций, огонь электросварки, техника, техника, рабочие в касках и ватниках, как бойцы. Да, идет бой. Мирная битва у Волги.

Биография Волжского автомобильного завода началась 20 июля 1966 года, когда вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №558 "О строительстве завода по производству легковых автомобилей" за подписями Л. Брежнева и А. Косыгина.

Строительство же автогиганта началось 14 января 1967 года, когда был вынут первый кубометр грунта.
1967-й был годом подготовки к решающему наступлению, создания прочных тылов. Проложены сотни километров шоссейных и железнодорожных путей, выросли автобазы, арматурные и бетонные заводы, растворные узлы. Дала первое тепло ТЭЦ.

Возведено более ста тысяч квадратных метров жилья для строителей. В основном закончены фундаменты и каркасы нулевой очереди сооружений.
Сегодня наступила решающая фаза. 1968-й - основной год строительства. Каркасы станут цехами. Большая часть главного корпуса, корпус вспомогательных цехов, ремонтно-литейный, ремонтно-кузнечный и прессовый, - вот далеко не полный перечень объектов, которые в этом году должны быть сданы. Монтажники уже летом приступят к установке и наладке оборудования. Объем работ растет. В прошлом году строители освоили около 74 миллионов рублей. План на нынешний год - 175 миллионов. Каждые сутки в стены, завода будут укладываться 4 тысячи кубометров монолитного бетона, монтироваться 2,5 тысячи кубометров сборного железобетона, 400 тонн металлоконструкций. Это вдвое, впятеро и в десять раз больше, чем в 1967 году.

Строители уверены - сроки будут выдержаны. Трудно даже представить масштаб сооружений завода. Вот главный корпус. Два километра (!) в длину, 500 метров в ширину.
Производственная площадь - 720 тысяч квадратных метров. А общая площадь всех корпусов и цехов - около двух миллионов квадратных метров! Все население Москвы и Ленинграда можно укрыть от дождя. Объем главного корпуса чуть меньше одиннадцати миллионов кубометров. Для сравнения можно сказать, что это в 50 раз больше объема самого обширного на ВДНХ Павильона товаров народного потребления, в четыре раза больше университета на Ленинских горах в Москве.

Громадны и другие цехи. Прессовый, корпуса вспомогательных цехов, запасных частей. Их площади исчисляются десятками тысяч квадратных метров. Иначе и не может быть. Ведь меньше чем за две минуты с конвейеров должны сойти пять автомобилей. Сто шестьдесят в час. За рабочий день (две смены) - 2200, в год - 660 тысяч. Если поставить эти машины бампер к бамперу в четыре ряда, они займут всю дорогу от Москвы до Ленинграда. Тысячи деталей, из которых состоит современный автомобиль, пройдут сто пятьдесят километров различных конвейеров завода, в том числе 200 автоматических линий, складываясь в агрегаты, узлы, готовые машины. Прямо со сборки новенький "ВАЗ" (так условно назовем будущий автомобиль - машина еще не получила имени) попадет в туннель, ведущий на обкаточный трек. Обкатка и проверка. Все в порядке - на погрузочную площадку (для перевозки машин будут использоваться специальные двухэтажные железнодорожные платформы). На новом заводе многие вспомогательные помещения, транспортные линии, энергетические коллекторы размещены под землей. Главный туннель энергосети пересекает всю территорию автозавода. Здесь укладываются кабели - силовые и связи, монтируются распределительные щиты. Диаметр коллектора таков, что по нему может пройти грузовой автомобиль. Каждому корпусу придается комплекс вспомогательных помещений. Любому из почти пятидесяти тысяч работников завода обеспечено место в раздевалке, в столовой. В обеденный перерыв столовые завода должны накормить всю смену (а это двадцать с лишним тысяч человек) одновременно - за полчаса.

Завод строится.

В четвертом квартале будущего года он даст первые автомобили, а в 1972 году выйдет на полную проектную мощность. Это очень ответственная задача.
Чтобы выполнить ее, надо своевременно дать Волжскому автомобильному заводу все комплектующие изделия. Для этого строятся заводы-смежники, реконструируются десятки существующих предприятий.
Руководство таким сложным, многогранным и большим производством должно быть организовано по-новому. Большую помощь в управлении Волжским заводом окажет электронно-вычислительная техника. Ежедневный контроль и учет поступления и движения материалов, запасов сырья и деталей, полученных от смежников, работы отдельных участков и цехов позволят глубоко анализировать и четко планировать производство с учетом перспективы. Перспективе подчинено здесь все. Экспериментальная, конструкторская и другие службы завода, размещенные в корпусе вспомогательных цехов, обеспечат регулярную подготовку производства новых моделей. Учебный центр будет постоянно удовлетворять нужды завода в кадрах квалифицированных рабочих, совершенствовать знания инженеров и техников.
Завод строился и уже через три с лишним года – 19 апреля 1970 были собраны первые шесть автомобилей – ВАЗ-2101, названные в народе «копейкой», которой 18 октября 1973 г. был присвоен государственный Знак качества (свидетельство № 10010). 24 марта 1971 г. была введена в эксплуатацию первая очередь ВАЗа. 10 января 1972 г. государственная комиссия приняла в эксплуатацию вторую очередь Волжского автозавода мощностью 220 тысяч автомобилей в год.

14 декабря 1972 г. была принята в эксплутацию третья очередь. 21 декабря 1973 г. с главного конвейера ВАЗа сошел миллионный автомобиль – ВАЗ-2103. «Вся история Волжского автозавода – пример того, как могут (и должны) работать наши люди. Особенно если поставить, создать им соответствующие условия для высокопроизводительного, с полной отдачей, труда. ВАЗ – это поучительный результат деятельности сотен и тысяч советских людей. Все мы, в меру своих сил, способностей, возможностей участвовали в его создании, развитии. В нем частица наших сердец, нашей души, и он глубоко дорог всем, кто имеет возможность и право называть себя вазовцем». (В.Н. Поляков). Завод, как и город, рос быстрыми темпами. Строится новый город Тольятти. Расположенный на берегу Куйбышевского моря между двумя лесными массивами, он будет по-современному удобным и красивым. Здесь поселится около 200 тысяч человек. По генеральному плану рассчитано, что у многих семей будут автомобили. Для них предусмотрены подземные гаражи. Сейчас первые три комплекса двенадцати- и девятиэтажных домов (с бытовыми и культурными службами) вырастают над Волгой. Строились дома, магазины, школы… Было возведено более ста тысяч квадратных метров жилья для строителей. Строился новый город, обретая свое третье рождение и «имя» - Автоград. «31 октября 1967 г. бригадой тов. Павлова В.Д. СУ-24 Жилстроя заложен первый блок в фундамент дома № 1-Д нового района г. Тольятти», - такой плакат запечатлен на старой фотографии. Автоград… Именно так назывался Автозаводский район города Тольятти, выросший одновременно со строящимся заводом.»

А. БРОДСКИЙ Я знаю город будет…//За Рулем. – 1968. - №5.